18+
  1. Амбиции Лужкова устремились в небо

Амбиции Лужкова устремились в небо

Амбиции Лужкова устремились в небо
Столичные власти готовы самостоятельно создать конкурента могучему «Аэрофлоту» - через пять лет авиакомпании правительства Москвы под названием «Атлант-Союз» приказано стать вторым по величине перевозчиком в России.

Юрий Лужков, привыкший подкреплять свои амбиции щедрыми инвестициями, готов пустить на проект бюджетные деньги. Не иначе, мэр Первопрестольной надеется доказать - то, что не получилось у великого и ужасного Сергея Чемезова, получится у него.

Лакомый авиационный пирог проплыл прямо перед носом московских властей, а им даже надкусить не дали. Напомним, что правительство Москвы совместно с «Ростехнологиями» с осени 2008 года вынашивало планы по созданию компании «Росавиа» - в перспективе мощного конкурента «Аэрофлота». Именно акции и активы «Атлант-Союза» должны были стать вступительным взносом Москвы в этот мегапроект - взамен ей полагалось 49% акций нового перевозчика.

Партнерам, однако, не удалось договориться, проект сложил крылья, а перевозчики, подконтрольные госкорпорации, были переданы «Аэрофлоту». Столичные власти, по-прежнему озабоченные судьбой «Атлант-Союза», видимо, решили показать, что «и сами с усами». Как сообщает РБК daily, к 2015 году перевозчик должен стать номером два в стране с пассажиропотоком 8 млн. человек и маршрутной сетью в 50 городов мира.

Планы , прямо скажем, амбициозные, с фирменным лужковско-имперским размахом. Для сведения, в 2009 году услугами «Атлант-Союза» воспользовались всего 970 тыс. человек, в то время как «Аэрофлот» перевез 8,75 млн. пассажиров. Маршрутная сеть компании правительства Москвы насчитывает всего 13 пунктов, а через пять лет должна охватить не только страны СНГ и Европы, но и Азии, а также США и Канаду. Авиапарк компании к тому времени должен насчитывать 90 судов, в том числе 62 борта российского производства. Через пять лет «Атлант-Союз» рассчитывает увеличить свою выручку с 6,05 млрд. рублей (в 2009 году) до 74,2 млрд. рублей, прибыль должна вырасти до 3,22 млрд. рублей против убытка в 644 млн. рублей в прошлом году. Главным инвестором, само собой, выступит правительство Москвы, которое ранее заявляло, что в 2010 году станет 100% владельцем «Атлант-Союза», выкупив долю крупного акционера авиакомпании Виктора Григорьева.

Все бы хорошо, да только даже мощная госкорпорация (каковой являются «Ростехнологии»), имеющая в своем портфеле региональные активы, обломала зубы при попытке создать «Росавиа». А влияние мэра Москвы, чего греха таить, на «заМКАДщину» не распространяется.

«Не от хорошей же жизни «Атлант-Союз» в свое время решил объединиться с «Ростехнологиями» и теми авиакомпаниями, которые входили в состав ГК. Напомню, что официальный перевозчик правительства Москвы нуждался в региональной сети, которую хотел получить через «Ростехнологии», но он ее не получил. Российский авиарынок четко поделен на определенные сегменты, которые очень жестко контролируются отдельными группами влияния, за которыми закреплены отдельные компании. Так вот, московский рынок точно также серьезно поделен, я бы даже сказал, застолблен настолько, что сковырнуть эти столбы означает, по сути, объявить передел рынка и корпоративную войну. На что, я думаю, федеральный центр добра не даст», - заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

По мнению эксперта, это заявление московских властей можно назвать моральной компенсацией за несостоявшуюся сделку с «Ростехнологиями» и за обрушение амбициозных планов выйти на авиарынок, используя, в том числе, и федеральные возможности Сергея Чемезова.

Еще раз вспомним, что компанией номер два в России «Атлант-Союз» должен стать через пять лет. А за это время могут поменяться не только сценарий, но и главные действующие лица. «Я не поручусь, что через пять лет Юрий Лужков будет по-прежнему занимать пост мэра Москвы, - говорит Мухин. - И в этой связи перспективы развития «Атлант-Союза» в качестве ведущей федеральной авиакомпании у меня вызывают большие сомнения. Потому что расчет, конечно, построен на лоббистский потенциал московского правительства во главе с Юрием Лужковым».

«Я думаю, что «Атлант-Союз» ожидает такая же судьба, как и «Росавиа». Не в смысле полного банкротства, а в смысле несбывшихся планов по созданию нового национального авиаперевозчика. Это слишком серьезный капиталоемкий процесс, который в рамках культуры менеджмента, сложившейся в московской мэрии и вокруг нее (то есть культуры гигантских откатов и теневых финансовых потоков), просто неосуществим», - пояснил «Веку» президент Института национальной стратегии Станислав Белковский.

Пока же столичные чиновники одержимы этой масштабной идеей - в ближайшее время они собираются уточнить объем необходимых инвестиций. На удовлетворение мэрских авиаамбиций, надо полагать, пустят немало бюджетных рублей. Притом, что в самой Москве до сих пор море «приземленных» и более существенных проблем: плохие дороги, бесконечные пробки, недоступное жилье и так далее. Так к чему этот «полет мысли» во время кризиса?

«Во-первых, всякий амбициозный проект позволяет собирать бюджетные деньги, которые потом часто исчезают бесследно, а, точнее сказать, в нужном оффшорном направлении, - поясняет Белковский. - А во-вторых, Юрий Михайлович вообще тяготеет к амбициозным проектам. До этого он в 2000 году собирался стать президентом России и не стал им. И эту тяжелую душевную травму, связанную с несбывшейся мечтой, он компенсирует всякими завиральными идеями и проектами планетарного масштаба».

Политолог вспоминает: то Лужков собирается повернуть вспять северные реки, то рассуждает о квадриллионе долларов, напечатанных в мировой финансовой системе, то руками разводит тучи. Теперь он хочет сделать «Атлант-Союз» второй авиакомпанией страны. «Это, разумеется, бредни, которые никогда не будут приведены в исполнение к счастью для нас», - резюмирует политолог.

Кстати, зачем создавать конкурента «Аэрофлоту» - успешной авиакомпании, контролируемой государством, непонятно еще со времен проекта «Росавиа». Видимо, некоторые очень важные персоны, привыкшие безмерно хозяйничать на московской земле, претендуют теперь и на небо…