18+
  1. Учителя перешли дорогу Дерипаске

Учителя перешли дорогу Дерипаске

Учителя перешли дорогу Дерипаске
Приобретение Magna дало бы Дерипаске возможность совместить как свои интересы, так и интересы его кремлевских заказчиков. Однако представители миноритариев компании посчитали , что предлагаемая продажа акций Magna является в действительности сменой собственника.

Сегодня стало известно о том, что планы бизнесмена Олега Дерипаски по экспансии в международный автопром могут рухнуть. Накануне пенсионный фонд Ontario Teachers, который является миноритарным акционером канадского автконцерна Magna, намерен заблокировать сделку по приобретению «Русскими машинами» активов компании. Об этом сообщает Reuters. Как полагают эксперты, такое решение может нарушить не только планы Дерипаски, но и Кремля.

Напомним, что еще в августе «Русские машины», контролируемые Дерипаской, объявили о том, что компания выкупит у Magna International 20 млн голосующих акций за $1,54 млрд.

В рамках этого соглашения «Русские машины» должны были получить возможность выдвигать шесть собственных представителей в совет директоров канадской компании, из которых не менее четырех должны быть независимыми. Еще шесть представителей выдвигает Stronach Trust, а оставшиеся два места в совете закреплены за исполнительными директорами самой Magna. Кроме того, в рамках этой сделки «Русские машины» должны будут выкупить 50 % акций в компании в Stronach & Co., оказывающей Magna консультационные услуги в странах за пределами Канады и Австрии.

Акции Magna, которыми владеют «Русские машины», Stronach Trust и несколько топ-менеджеров компании, будут принадлежать специально создаваемой структуре, которую планируется зарегистрировать в Канаде.

Отметим, что Олег Дерипаска давно уже делает различного рода приобретения на рынке международного автопрома, что позволяет полагать о намерении бизнесмена стать крупным международным автопромышленником.

Так, в прошлом году он купил завод LDV в Бирмингеме (выпускает легкий коммерческий автомобиль Maxus). Потом приобрел у DaimlerChrysler завод и лицензии на выпуск машин на платформе Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Оборудование этого завода сейчас монтируется в Нижнем Новгороде. А в августе этого года стало известно о том, что Дерипаска приобрел 10% акций General Motors (GM). И, судя по всему, останавливаться бизнесмен не собирался. Недавно поползли слухи о том, что Дерипаска намерен приобрести активы DaimlerChrysler.

Как заявил «Веку» аналитик ИК "ВИКА" Алексей Павлов, «в последнее время Дерипаска очень серьезно взялся за автопром. К примеру, те же двигатели для автомобилей можно покупать, тем не менее «Русские машины» приобретают лицензию. Также вместо запчастей они покупают крайслеровские платформы. И все это делается с размахом. Скорее всего, Дерипаска намерен консолидировать серьезную часть мирового автопрома».

Сегодняшнее решение миноритария Magna, пенсионного фонда Ontario Teachers, может серьезно нарушить планы Дерипаски по покупке компании. Представители Ontario Teachers посчитали, что план реструктуризации не учитывает интересы владельцев акций класса «А», а предлагаемая продажа акций Magna является в действительности сменой собственника.

Отметим, что основным акционером Magna является ее основатель Фрэнк Стронак. Ему вместе с менеджерами принадлежит около 16% класса В. В отличие от акций класса А одна акция класса В дает ее владельцу не один голос, а 500. Таким образом, Стронак сейчас имеет около 72% голосов. Ожидалось, что после сделки с «Русскими машинами» Стронак сделает оферту на выкуп не принадлежащих ему акций класса В с рынка, при этом количество голосов по одной акции будет снижено до 300.

Теперь же миноритарии могут не дать реализоваться планам Стронака и Дерипаски.

По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Кипы, которое он высказал обозревателю «Века», "формально действия Дерипаски захват не напоминают. Все делается в рамках договоренностей между Стронаком и Дерипаской. Что же касается недовольства со стороны миноритариев, то оно объяснимо, так их доля в результате этой сделки будет размыта. Логика Дерипаски понятна. При сотрудничестве с Magna он получит технологии по производству машин, которые так необходимы нашему автопрому".

Последствия могут быть далекоидущими. Напомним, что в настоящее время АвтоВАЗ и Magna намерены создать в России совместное предприятие по разработке и производству до 440 тысяч легковых автомобилей класса С в год.

До этого АвтоВАЗ, возглавляемый менеджерами Рособоронэкспорта, преследовали различного рода неудачи. Прибыль компании снижалась, в начале года возникла загруженность складов ввиду перепроизводства. Предприятие потрясали забастовки рабочих.

В этой ситуации было найдено несколько выходов из создавшейся ситуации. Это создание с Magna СП и приход нового инвестора. Об этом заявлял глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. По его словам, автозавод готов продать блокирующий пакет акций. Сейчас Рособоронэкспорт контролирует более 70% акций АвтоВАЗа и намерен оставить себе более 50% акций.

Вначале поиски велись среди российских металлургов, но они не увенчались успехом. Это было связано по большей части с тем, что сама структура АвтоВАЗа такова, что его реорганизация с нынешним руководством и в том состоянии, в котором оказалось предприятие, невозможна.

В связи с этим вполне логично было бы предположить, что таким инвестором может стать Дерипаска. Как один из наиболее лояльных бизнесменов, он мог бы в очередной раз прийти на помощь государству. А приобретение Magna дало бы ему возможность совместить как свои интересы, так и интересы его кремлевских заказчиков.

Ведь, став акционером канадской компании, он, по сути, убивал бы двух зайцев. Дело в том, что г-н Стронак планировал на деньги, вырученные от продажи своих активов, потратить на приобретение для Magna компании DaimlerChrysler. Стронак ранее заявлял, что на это у компании уже есть $2 млрд, а привлекать на эту сделку кредиты он не собирается.

В результате сделки Magna, которой владел бы Дерипаска со Стронаком, получала бы как DaimlerChrysler, за которым давно охотились оба бизнесмена, так и проблемный для Кремля АвтоВАЗ.

Пока же вопрос застопорился в миноритариях. Учитывая, что ими является пенсионный фонд, который представляет учителей, решить с ними вопрос будет сложно. Ведь репутация у Дерипаски на западе довольно сомнительная. Это и скандалы, связанные с публикациями о возможной причастности бизнесмена к «русской мафии», и размолвки с его партнером Михаилом Черном, который считает, что Дерипаска ему не отдал $25 млн, и отказ американских властей в выдаче бизнесмену визы.

Впрочем, как считает Павлов, авторитет Стронака позволит последнему переубедить учителей.