Авария «Протон-М» произошла из-за механического повреждения магистрального кабеля

Межведомственная комиссия по выяснению причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» при запуске спутников «Экспресс-МД2» и «Телком-3», изучив телеметрическую информацию с борта разгонного блока «Бриз-М», предположила, что проблема кроется именно в работе двигательной установки, сообщает «Коммерсантъ» в четверг.

«Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке. Это привело к тому, что номинальная тяга не была достигнута. В связи с этим электроника автоматически выдала команду на отключение двигателя», – цитирует издание собственный источник в комиссии, второе заседание которой прошло 8 августа в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева.

По его словам, третьего включения установки так и не последовало.

Как отметили собеседники издания, падение давления могло быть вызвано несколькими факторами: либо наличием посторонних предметов в топливном баке, которые могли стать причиной засора магистрального кабеля, либо механическим повреждением самого кабеля.

Реклама на веке

«Этот вариант выглядит более реальным. К тому же несколько недель назад кабель пришлось заново прокладывать из-за возникших неполадок. Поэтому старт пришлось перенести на две недели», – рассказал газете источник в Роскосмосе.

Он сообщил, что в магистральном кабеле находится большое количество резиновых прокладок, которые могли сорваться.

«Для такого типа изделия даже малейший сгиб может стать фатальным», – подчеркнул он.

При этом, добавил собеседник «Коммерсанта», вариант с засором окончательно исключать нельзя, хотя «выглядит он крайне маловероятно».

Вместе с тем, по информации издания, до конца следующей недели Роскосмос может снять запрет на полеты ракет-носителей «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».

Это будет сделано для того, чтобы не сорвать график пусков на ближайшие месяцы: так, 23 августа на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat-23, 8 сентября планируется запуск спутников «Луч-5Б» и «Ямал-300К», 25 сентября намечен запуск аппарата EchoStar-16, на 13 октября – Satmex-8, а на 22 ноября – Anik-G1, уточняет газета.

Кроме того, рассказал «Коммерсанту» источник в Роскосмосе, будут введены дополнительные меры по проверке «разгонников», находящихся уже на космодроме.

Помимо прочего, добавил он, сейчас руководством Роскосмоса прорабатывается вопрос о принципиальном изменении системы проверки ракет-носителей всех типов.

В частности, планируется ввести дополнительные испытания представителями Роскосмоса уже на этапе начала сборки, ее окончания, а также уже непосредственно после вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс, пояснил собеседник издания.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и двумя спутниками связи – российским «Экспресс-МД2» и индонезийским «Телком-3» стартовала в понедельник в 23:30 мск с космодрома Байконур. Ракета-носитель отработала штатно. Дальнейшее выведение спутников должно было производиться за счет четырех включений маршевой двигательной установки разгонного блока. Третье включение продолжалось меньше положенного, а четвертого не произошло. Источник в ракетно-космической отрасли еще утром во вторник сообщил о том, что запуски «Протонов-М» с разгонными блоками «Бриз-М» могут быть приостановлены.

Реклама на веке
«Тольяттиазот» может «кинуть» контрагентов? Женский день сборной России