«Автодор» увеличит побор

Повышая в 2014 году стоимость проезда по платным участкам российских дорог, «Автодор» рискует вызвать недовольство большого числа автомобилистов. Еще полгода назад более половины россиян (52%) вообще выступали против развития сети платных магистралей. Однако давление на человека за рулем продолжается несмотря ни на что.

Госкомпания «Автодор» в нынешнем году планирует сменить ценники за проезд по платным участкам автодорог - стоимость может вырасти на 6% (на уровне инфляции). Об этом сообщил глава компании Сергей Кельбах, уточнивший, что произойти это может к середине года, после опубликования данных Минэкономразвития об итогах 2013 года. «Эти показатели уже предварительно заложены в нашей программе. Так что нас ждет повышение приблизительно на 6%», - заявил чиновник.

По его словам, в минувшем году платными участками трассы М-4 «Дон» воспользовались 26 млн. водителей (70% из них - владельцы легковых автомобилей), а «Автодор» получил от этих сборов доход в размере 1,6 млрд. рублей. Электронными средствами оплаты на трассе «Дон» в Московской области (48–71 км) обычно пользуются 10% водителей, а в пиковые часы - свыше 20%. «Мы намерены в этом году удвоить рост пользователей электронными средствами оплаты», - сказал Кельбах.

Он также сообщил: в 2013 году стартовала эксплуатация еще трех платных участков автодороги М-4 протяженностью 154,1 км. То есть платные участки сегодня составляют 229,2 км трассы «Дон». Всего же к концу прошлого года общая протяженность автодорог, переданных в доверительное управление «Автодору», составила уже 2733,6 км. Кроме того, госкомпания завершила строительство и реконструкцию 118,7 км скоростных автомагистралей.

Реклама на веке

Тем не менее, возникает вопрос, для чего «Автодор» в прошлом году проводил опрос, который показал, что 52% автомобилистов выступили категорически против сети развития платных дорог? Чиновники не просто не прислушались к мнению россиян, но и, как видим, повышают цены без каких-либо согласований с населением.

Напомним, в мае 2013 года опрошенные граждане выражали уверенность в том, что даже после этой «дорожной реформы» качество дорог останется прежним, при том, что транспортный налог не отменят, и платить, по сути, придется два раза. Люди также опасались вырубки лесов, роста загазованности, возможного изъятия земель, находящихся в частной собственности, без справедливой компенсации зато с наплывом строителей-мигрантов, отмечал тогда «Коммерсант».

Кроме того, ранее противники платных дорог указывали на ущемление прав человека и потенциальную коррупциогенность. Так, лидер «справедроссов» Сергей Миронов еще пару лет назад говорил о том, что отсутствие альтернативы на некоторых участках дорог противоречит конституционному праву человека на свободу передвижения. «На наших глазах формируется многоступенчатая система доения человека за рулем всеми, кому не лень, - от «Автодора» и сотрудников ГИБДД до таможенников, налоговиков, автостраховщиков и автокредиторов», - отмечал Миронов.

Около 30% граждан припомнили «Автодору» пробки при въезде на платные дороги - как это было при запуске платного участка на М-4 «Дон» в 2011 году. Сергей Кельбах и сам отмечал год назад: хотя поначалу сложилась непростая ситуация с пропуском автотранспорта через пункт взимания платы, но положительная динамика в ходе эксплуатации первой в Московской области платной части трассы очевидна.

Впрочем, по всей видимости, многие водители не согласны с чиновником. Как рассказал «Веку» водитель бизнес-такси Дмитрий, для платных участков трассы «Дон» по-прежнему характерно большое скопление автомобилей, особенно в летний период из-за наплыва отдыхающих и большегрузных фур, перевозящих сельхозпродукцию с юга в другие регионы.

«Платные участки трассы М-4, конечно, хорошо освещенные, но большой разницы с объездной дорогой там нет, - говорит Дмитрий. - Причем, бесплатный участок бывает намного лучше, так как там меньше машин. Надо сказать, до сих пор пробки возникают именно перед пунктами оплаты проезда на участке в МО (48–71 км), но многие считают, что лучше заплатить и ехать прямо, чем объезжать. При этом качество автодорог - платных и бесплатных - практически одинаково. Единственное, что на платном участке висят цифровые табло, информирующие водителя о дорожной ситуации. Если бы они сделали скоростной проезд целиком от города до города, логика была бы понятна. А так непонятно, какой смысл в участке протяженностью пару десятков километров? Потом-то все равно едешь, как обычно».

С водителем бизнес-такси согласен и журналист, автопутешественник со стажем, проехавший десятки тысяч километров по России и Европе, Максим Васильков. «Ну, собственно, повышение небольшое - на уровень инфляции, так что они могли ничего и не делать, - пояснил эксперт «Веку». - Вообще, у нас платные дороги - это пока, скорее, экзотика с кустарным подходом. Экзотика в том, что чиновники просто перекрывают участок дороги и делают его платным. При этом взимают деньги так, что на это уходит куча времени - создают пробку и дают повод задуматься: не быстрее ли было бы объехать по бесплатной дороге».

А недавно, напомним, «Автодор» ввел в эксплуатацию объезд подмосковного Одинцова - новый выход на МКАД с федеральной трассы М-1 «Беларусь» (Москва – Минск) на платной основе начал работу 1 января 2014 года. Тарифы варьируются в зависимости от категории транспортного средства, времени суток и используемого участка. В ночное время минимальная цена проезда составляет 30 рублей, в дневное - 50 рублей. Со временем, правда, чиновники обещали ввести гибкую систему скидок, которые будут зависеть от частоты и количества поездок по платному участку.

Напомним, что госкомпания «Автодор», созданная в 2009 году, выступает заказчиком при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автодорог. В рамках реализации программы деятельности госкомпании на период до 2015 года планируется построить 537 км и реконструировать 934 км автомобильных дорог. Общая протяженность автодорог, обслуживаемых госкомпанией, к концу 2015 года должна составить более 3 тыс. км. В доверительном управлении «Автодора» находятся три трассы - М1 «Беларусь», М3 «Украина» и М4 «Дон». С декабря 2010 года «Автодор» является ответственным исполнителем строительства скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург.

И столь ответственная за искоренение одной из двух российских бед госкомпания уже была замешана в скандалах. В 2012 году проверка Генпрокуратуры показала, что Федеральное дорожное агентство и прочие органы госвласти ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по ремонту и содержанию автодорог и организации дорожного движения. Более половины федеральных дорог и большинство трасс регионального и местного значения попросту не соответствовали законным нормам: дефектное дорожное покрытие, неправильная дорожная разметка, отсутствие освещения в ночное время и так далее.

При этом аварийные участки трасс своевременно не ремонтируются до сих пор. Выделяемые на это деньги чаще всего оседают где-то «на пути» к дорогам, а госзаказы на оказание услуг в области дорожного строительства зачастую проходят с многочисленными нарушениями. «Установлены факты злоупотреблений со стороны должностных лиц, ответственных за обеспечение своевременного и качественного проведения строительных и ремонтных работ, нецелевого расходования бюджетных средств, оплаты невыполненных работ», - отмечалось тогда в сообщении Генпрокуратуры.

Тем не менее, ни к каким серьезным переменам эти проверки не привели, а платные дороги (к слову, уже оплаченные налогоплательщиками в ходе строительства) по-прежнему строятся да еще и могут подорожать.

Лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков ранее отмечал: нет ничего проще, чем поставить посреди дороги шлагбаум и взимать плату с каждого проезжающего. «В Германии протяженность платных участков составляет лишь единицы процентов от всей дорожной сети. При этом плата взимается только с транзитного транспорта, и там никому в голову не приходит брать деньги с рядовых владельцев легковых автомобилей», - подчеркивал он.

Реклама на веке
Лебедев вновь встретится с Джонсом в апреле "Беркут" задержал корреспондента Lenta.ru