18+
  1. АвтоВАЗ. Компенсация за неэффективность?

АвтоВАЗ. Компенсация за неэффективность?

АвтоВАЗ. Компенсация за неэффективность?
Сегодня Минпромэнерго объявил о компенсации АвтоВАЗу его задолженности. Это знаковое решение еще раз подтвердило поддержку государством менеджмента Рособоронэкспорта, которым руководит Сергей Чемезов.

Впрочем, ряд экспертов не очень удивились подобному решению. По их мнению, правительство хочет хоть как-то скрыть ошибки, допущенные при управлении предприятием уже больше года.

Как говорится в документе, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. 357 и по итогам заседания Комиссии подписан совместный приказ от 22 декабря 2006 года 340/556/422 (Минпромэнерго России, Минфина России и Минэкономразвития России) о возмещении из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организацияхОАО АвтоВАЗ.Напомним, что основной идеей прихода Рособоронэкспорта на АвтоВАЗ, было создание в России государственного автопромхолдинга. Этот проект активно пробивал глава Роспрома Борис Алешин, который, говорят, даже подготовил проект указа. На это планировалось выделить из госбюджета около $5 млрд. Однако в Кремле по каким-то соображениям этот документ притормозили. Может быть потому, что решили посмотреть, как будет проходить управление комбинатом. Тем более что достался он оборонщикам практически бесплатно.

Выкинув прежнее руководство АвтоВАЗа на улицу, сотрудники Чемезова привели в Тольятти десятки сотрудников спецслужб, которые устраивали обыски на предприятии. Благодаря протекции новых владельцев в Тольятти и Самаре были сменены прокуроры, а сам город автомобилестроителей наполнили представители ФСБ и милиции из других городов. В осадном положении всегда легче проводить передел собственности. Кроме того, в отношении более чем 10 сотрудников АвтоВАЗа были заведены уголовные дела.

Первое, за что взялся новый менеджмент, - это разветвленная дилерская сеть комбината. По новому проекту, дилеры теперь определялись размерностью торговых площадей. Так, первая категория размером от 250 кв. м имела право на квоту от 2300 машин в год, вторая от 150 кв. м - 1200 машин и третья - от 70 кв. м. - от 600. А уже в конце ноября АвтоВАЗ решил передать все закупки и сбыт своей новой московской дочке Автомобильной торговой компании (АТК). По идее руководства, качество продаж должно было возрасти, но этого не произошло. Говорят, что такой передел привел только к ряду странных смертей руководителей дилерских точек. По словам многих московских дилеров, результаты новой политики сразу почувствовались: сокращение квот, перебои с поставками, а в итоге снижение рентабельности почти в два раза. А мелкие дилеры и вовсе начали сворачивать бизнес.

Вместе с тем, необходимо было решать проблему качества выпускаемой продукции, которое у потребителей стало вызывать массу претензий, особенно после прихода на АвтоВАЗ представителей Рособоронэкспорта. Уже в начале года компания был вынужден отозвать около 6,2 тыс. автомобилей Kalina, сделанных в конце прошлого года. Причины для отзыва оказались в установке на автомобиле системы рулевого управления с дефектом.

Чтобы доказать свою эффективность, руководству комбината нужны были инвестиции. И уже в мае на завод прибыли представители компании Renault, чтобы создать с россиянами СП. Французский гигант готов был предоставить платформу Renault Logan, но в обмен захотел получить не только долю в будущем СП, но и блокирующий пакет акций самого АвтоВАЗа. Это решение, по мнению французов, должно было обезопасит их инвестиции в данный проект. На совместном предприятии должен был быть налажен выпуск сразу шести или восьми моделей. Из них три хотели выпускать под маркой Renault, а остальные - под маркой Lada.

Поговаривали, что все уже близко к подписанию контракта. Однако в самый последний момент сделка сорвалась. Рособоронэкспорт не устроило то, что французы сами хотели управлять СП, так как не совсем доверяли своим российским коллегам. Кроме того, новые автовазовцы никак не хотели делиться 25% ценных бумаг. В результате французы отбыли восвояси.

Другим ходокам до Тольятти повезло куда больше. Они были не столь привередливы, как представители Renault. И вот совсем недавно был подписан договор между АвтоВАЗом и канадской компанией Magna на разработку и поставку на конвейер от 3 до 10 новых моделей. Первенцем совместной деятельности должно стать семейство автомобилей с кузовами седан, хэтчбек и универсал, построенных на новой платформе Lada 2116. Ее разработка обошлась в $7 млн., а первые автомобили данного семейства появятся в 2009 году. По заявлению представителей компаний АвтоВАЗ и Magna, их стоимость составит от $10 до 12 тыс. Впрочем, такая цена вряд ли спасет отечественного автопроизводителя, убеждены аналитики.

Эти прогнозы начали сбываться уже сейчас. В середине сентября руководители восьми крупнейших дилеров завода в Москве - Элекс-Полюс, Лада-Фаворит, Автомир, Инком-авто, Ростокино-Лада, Гермес-Лада, Лада на Варшавке и Люблино АвтоВАЗ обратились к исполняющему обязанности гендиректора завода Максиму Нагайцеву с просьбой остановить рост цен на автомобили. Если АвтоВАЗ проигнорирует эту просьбу, они пообещали переориентироваться на продажу дешевых иномарок. В ответ АвтоВАЗ заявил, что и дальше будет повышать цены на свои автомобили, потому что дилеры зарабатывают сверхмаржу на отдельных моделях автомобилей. Маржа дилеров составляет 25-30%, а не 7%, как это оговорено в контрактах, говорили представители комбината. Дилеры в свою очередь такую информацию опровергали.

Впрочем, недальновидная политика менеджмента АвтоВАЗа уже сейчас дает последствия. На прошлой неделе федеральные СМИ сообщили о том, что АвтоВАЗу грозит остановка конвейера. Главной причиной этого называлось скопление у дилеров этого производителя 72 тыс. непроданных автомобилей. По данным региональных продавцов, в ноябре 2006 года произошло резкое падение уровня продаж ВАЗов. По различным данным, спад составил 3040 % по сравнению с октябрем. По мнению экспертов, основной причиной, повлекшей за собой застой в продажах, стало наращивание доли недорогих зарубежных иномарок стоимостью около $10 тыс., в частности, Hyundai, Chevrolet, Daewoo и Kia. При этом цены на машины российского производства поднимались за 2006 год четыре раза.

Результатом стало то, что одно из старейших предприятий страны должно терпеть огромные убытки. Только мы о них вряд ли узнаем. Решение правительства компенсировать потери, возможно, понесенные в результате неэффективного менеджмента, является лишь верхушкой айсберга. Что же прячется под водами АвтоВАЗа, станет ясно, когда плоды политики Рособоронэкспорта скрывать станет невозможно.