18+
  1. Битва за «АвтоВАЗ»: обысками по недостаче?

Битва за «АвтоВАЗ»: обысками по недостаче?

Битва за «АвтоВАЗ»: обысками по недостаче?
Правоохранительные органы производят изъятие документов в ГК «СОК» в рамках уголовного дела о преднамеренном банкротстве «ИжАвто». Еще весной нынешнего года «Век» предсказывал: удачно избавившись от завода и фактически дважды поимев с этого прибыль, «соковцы» не оставили предприятию никаких шансов на выживание.

Как считают некоторые наблюдатели, эту историю «СОКу» припомнили именно сейчас, в период обострения отношений между ГК и «Ростехнологиями» по поводу контроля над многострадальным «АвтоВАЗом».

О том, что правоохранительные органы, занимающиеся делом о преднамеренном банкротстве Ижевского автомобильного завода, все-таки заинтересовались «СОКом», журналистам сообщил первый замминистра внутренних дел Удмуртии, начальник криминальной милиции Ринат Саитгареев. «Наши сотрудники ездили в Самарскую область. Мы понимаем, что автозаводом владела группа «СОК», поэтому какие-то документы у группы «СОК» тоже изымаются. По делу есть подозреваемые. Подозреваемые всегда есть, особенно по таким делам», - рассказал о следственных мероприятиях представитель МВД Удмуртии.

Напомним, самарская группа избавилась от «ИжАвто» уж очень вовремя – предприятие, на котором висели многомиллиардные кредиты, весной 2009 года находилось в предбанкротном состоянии. Контрольный пакет акций поспешно «спихнули» на плечи «дочкам» завода за $200 млн., которыми, к слову, руководили бывшие топ-менеджеры «СОКа». Ясное дело, денег у «ИжАвто» не было, поэтому с «соковцами» пришлось расплачиваться заводской продукцией – автомобилями. Итогом правления самарской группы стало фактическое разорение завода и долги на сумму в 14,8 млрд. рублей. Получается интересная цепочка: «СОК» сначала набрал большие кредиты, затем перевесил огромные долги на других, да еще получил прибыль за счет продажи своего пакета.

Инициатором возбуждения уголовного дела по факту преднамеренного банкротства «ИжАвто» выступил Сбербанк. Задолженность завода перед банком составляет 7,74 млрд. рублей, взятых под залог контрольного пакета акций «ИжАвто». И хотя представители группы «СОК» заявили «Веку», что «ИжАвто» - их прежний актив и никакой связи между ними на сегодняшний день нет, ни для кого уже не секрет, что банкротство предприятия началось не вчера и заинтересованы в нем могли быть многие, в том числе и бывшие собственники (которые внакладе ничуть не остались).

Само собой, как оно обычно и происходит, «СОКу» в пятницу весь день пришлось опровергать информацию об обысках и выемке документов в своем офисе, по крайней мере, для того, чтобы раньше времени не раздувать эту информацию и не терять «лицо».

Впрочем, как говорят источники, знакомые с ситуацией, историю с «ИжАвто» бизнесменам могли припомнить неслучайно. Именно сейчас «СОК» встал поперек горла самому Сергею Чемезову со своим «планом спасения» Волжского автозавода. Напомним, недавно группа «СОК» представила акционерам и руководителям «АвтоВАЗа» свою антикризисную программу, основанную не на массированной господдержке, а на оптимизации системы сбыта и агрессивном росте продаж. Как стало известно «Веку», активным «соковцам» удалось заинтересовать этим проектом некоторых представителей Белого дома. А для «Ростехнологий», ратующих за очередное вливание госсредств в «АвтоВАЗ», принятие плана самарской группы не означает ничего хорошего. Господину Чемезову сотоварищи, чтобы остаться у руля тольяттинского автогиганта, сейчас как раз предстоит убедить правительство, что выход из ситуации будет найден и без всяких там «соковцев».

Для столь влиятельной госкорпорации, вероятно, не составляет особых проблем направить силовиков в офисы «СОКа», используя проверки или обыски как один из рычагов давления на группу, чтобы она отказалась от попыток провести свою антикризисную программу. Впрочем, запугать самарских бизнесменов, известных общественности агрессивной манерой ведения дел, не так то просто.

Достаточно вспомнить, как сыграла на руку «СОКу» недавняя новость о загадочной пропаже на «АвтоВАЗе» тысячи автомобилей на общую сумму в 188 млн. рублей. Напомним, недостача у пяти дилеров была выявлена в ходе проверки сбытовой системы автоконцерна, по итогам которой в отношении гендиректоров этих дилерских центров – представителей «АвтоВАЗа» были возбуждены уголовные дела по статье «злоупотребление полномочиями». Вся проблема в привычной для завода системе сбыта: до мая 2009 года автопроизводитель сразу отгружал автомобили и ПТС (паспорт транспортного средства) в управления региональных продаж. А дальше машины уходили к дилерам только после 100-процентной оплаты в адрес завода или УРП (управлений региональных продаж). А поскольку руководителем УРП и дилерской компании часто являлся один человек, то он распоряжался машинами почти по собственному усмотрению. Так что, очевидно, эту систему нужно реформировать. И разве это не может быть камнем в огород «Ростехнологий»?

Именно сейчас решается вопрос о распределении ролей и долей в «АвтоВАЗе» - мнение Белого дома по этому поводу должно стать известным 10 ноября, когда состоится очередное заседание антикризисной комиссии. В преддверии этого стороны, заинтересованные в управлении флагманом российского автопрома, видимо, решили вновь обменяться ударами. Думается, в ближайшее время мы увидим еще не один раунд борьбы между «Ростехнологиями» и «СОКом» - отношения уж слишком обострились.