Об интересе Счетной палаты к деятельности группы СОК агентству «Прайм-ТАСС» заявил председатель СП Сергей Степашин. «Счетная палата совместно с Генпрокуратурой России проверит законность вывода активов группой СОК из «ИжАвто», - заявил он. По его словам, СОК бросил «ИжАвто» на произвол судьбы, выведя активы предприятия. «Мы сейчас с Генпрокуратурой будем этим заниматься», – подчеркнул Степашин.
В Счетной палате не комментируют заявление своего председателя. Когда начнется проверка группы СОК – также неизвестно.
До середины апреля группа СОК контролировала 75% акций «ИжАвто». Однако, после того как сорвалась сделка по покупке удмуртского автозавода корпорацией «Ростехнологии», самарцы решили выйти из «ИжАвто», фактически спихнув обанкроченный завод его менеджменту. Сообщалось, что за свой пакет представители группы СОК запросили $200 млн. Но так как денег на заводе нет – оплата должна была пройти автомобилями.
Эта сделка, судя по всему, и заинтересовала Счетную палату. Ранее заместитель главы госкорпорации «Ростехнологии», намеревавшейся купить «ИжАвто», Игорь Завьялов в интервью «Коммерсанту» уже говорил о не совсем корректных действиях группы СОК на «ИжАвто». «В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие («ИжАвто»), а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует», - заявил он.
В самой же группе СОК изданию заявили, что «все действия по «ИжАвто» согласованы с госкорпорацией «Ростехнологии». Однако президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин в беседе с «Коммерсантом» подчеркнул, что завод вышел из переговоров с СОК еще до того, как пакет «ИжАвто» был продан менеджменту.
Аналитики уверены, что продажа «ИжАвто» его менеджменту была вызвана беспокойством группы СОК за другие свои активы. «Продав завод, группа СОК тем самым попыталась «абстрагироваться» от обязательств по долгам и возможных претензий со стороны кредиторов к самой группе СОК», - заявлял ранее «Веку» директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет. С такой точкой зрения согласна и главный аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. «Скорее всего, группа просто избавилась от проблемного предприятия, чтобы ограничить претензии кредиторов и обезопасить другие свои активы», - заявила она «Веку».
Фактически сейчас завод находится в предбанкротном состоянии. Общий долг предприятия достигает 12 млрд. рублей, из которых 8 млрд. рублей приходится на кредит Сбербанка. Еще у «ИжАвто» есть облигационный заем на 2 млрд. рублей, техдефолт по которому был допущен еще в декабре.
Выпуск машин фактически приостановлен, контракты с KIA Motors разорваны. Решается вопрос об увольнении почти 90% персонала и консервации завода.
В апреле президент Удмуртии Александр Волков написал письмо премьеру Владимиру Путину, в котором обратил внимание на тяжелое состояние предприятия. Глава региона попросил премьера посодействовать в передаче «ИжАвто» «Ростехнологиям» и включить завод в перечень системообразующих предприятий.
Аналитики уверены, что спасать «ИжАвто», скорее всего, придется государству. «Самостоятельно «ИжАвто» погасить долги вряд ли сможет, так как завод практически прекратил сборку автомобилей Kia, и занимается лишь производством автомобилей Lada. По разным данным, общая загруженность производства составляет от 5% до 7% от максимальной мощности», - говорит Виктор Хребет.
По его мнению, дальнейшая судьба завода может развиваться по нескольким сценариям – банкротство или продажа новому владельцу, например, «Ростехнологиям» или «АвтоВАЗу». «Так как «ИжАвто» можно отнести к градообразующим предприятиям (численность персонала - более 5 тыс. человек, плюс работники смежных отраслей), вероятность того, что государство даст «ИжАвто» окончательно «сгинуть», невысока. Это может привести к социальной напряженности в регионе», - уверен он.