18+
  1. «АвтоВАЗ» попал в «СОКовыжималку»?

«АвтоВАЗ» попал в «СОКовыжималку»?

«АвтоВАЗ» попал в «СОКовыжималку»?
Два события в автопроме привлекли внимание обозревателей в конце января. Во-первых, это фактическое возвращение группы СОК в бизнес «АвтоВАЗА». Во-вторых, сообщение о том, что ОАО «АвтоВАЗ» увеличивает цены на весь модельный ряд автомобилей LADA в среднем на 2,4%.

Можно предположить, что этот январский дуплет определит многое из того, чего нам дальше следует ожидать в судьбе тольяттинского автогиганта.

Само по себе новое появление на вазовской авансцене группы СОК говорит о непредсказуемости российского предпринимательства. Особенно, если учесть, что совсем недавно, в 2005-2006 годах, эту группу нынешнее руководство тольяттинского предприятия последовательно выдавило из бизнеса «АвтоВАЗА». Напомним, незадолго до прихода на «АвтоВАЗ» государства в лице главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова и нынешних владельцев завода группа СОК практически полностью подмяла под себя автомобильный холдинг. Она обеспечивала половину поставок деталей на его конвейер, контролировала сбыт автомобилей и запчастей и даже собиралась до отставки бывшего главы совета директоров Владимира Каданникова прикупить 51% акций завода.

В ходе последовавшей жесткой войны за тольяттинский автогигант против проигравшей стороны - группы СОК - были использованы все методы, вплоть до обысков в её офисах, в результате чего все ее эксклюзивные контракты и влияние на менеджмент «АвтоВАЗа» были ликвидированы. Именно тогда была приоткрыта завеса секретности над одной из самых закрытых российских бизнес-групп, чьи методы кто-то в шутку назвал «СОКОвыжималкой».

Действительно, у бизнеса, начатого с маленького салона по продаже «Жигулей», названного в честь тихой речки Сок возле Самары, и постепенно вобравшего в себя десятки заводов с годовым оборотом почти в $2 млрд, была железная хватка. «Они взяли за правило заходить на предприятия, предлагая наладить сбыт, затем брали под контроль финансовые потоки, а потом и акционерный капитал», - так описывал агрессивный стиль группы тех лет источник, близкий к «АвтоВАЗу»...

Однако, как гласит классика бизнеса, нет вечных врагов и нет вечных друзей, а есть вечные интересы. В середине января с.г. в СМИ появились сообщения о том, что ОАО «АвтоВАЗ» и группа СОК согласовали предварительные условия новой сделки. По ней тольяттинский автогигант отдает былым оппонентам 75% акций своей дилерской «дочки» «Лада-Сервис» и какое-то количество автомобилей на продажу. Если эта сделка завершится в феврале с.г., то «АвтоВАЗ», похоже, вновь запустит щуку в ту же реку, поскольку значительную часть продаж автомобилей LADA группа СОК возьмет в свои руки.

Исходя из этого, совершенно очевидно, что председателю совета директоров Сергею Чемезову и нынешнему менеджменту «АвтоВАЗа» сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. В обмен на дилерскую сеть «Лада-Сервис» они получат более 98% акций удмурского автозавода «Ижавто», принадлежащих СОКу. Эти мощности в Удмуртии могут понадобиться «АвтоВазу» для развития сборочного производства моделей Renault. Деловой интерес тут, конечно, налицо как с той, так и с другой стороны. Но не окажется ли потом господин Чемезов в ситуации древнего царя Приама, который хоть и боялся «данайцев, дары приносящих», но не устоял против соблазна втащить в свои владенья подарок противника – фигуры Троянского коня со спрятанными внутри ее воинами – и в итоге всё потерял?

В любом случае аналитики сходятся во мнении, что объявленное 26 января с.г. решение менеджмента ОАО «АвтоВАЗ» о поднятии цены на весь модельный ряд LADA по определению не могло быть принято без тех партнеров, которым и предстоит продавать автомобили населению. Напомним, что, судя по условиям объявленной сделки, группа СОК приходит на значительный сегмент торговли – ведь достающаяся ей система их 140 дилерских центров «Лада-Сервис» реализует по России порядка 20-25% машин, производимых «АвтоВАЗом».

Обращает на себя внимание не только материальная заинтересованность группы СОК в продаже машин по выгодным для неё повышенным ценам. Многие аналитики подметили, что решение о поднятии цен на автомобили LADA принято на тольяттинском предприятии как-то очень синхронно с возвращением в его бизнес группы СОК и сделкой по обмену завода «Ижмаш» на торговую дилерскую сеть, отдаваемую агрессивному менеджменту группы.

При этом гнев потребителей, конечно, в первую очередь, будет отнесен к руководству тольяттинского завода. В адрес руководства ОАО «АвтоВАЗ» уже с раздражением высказалась партия власти «Единая Россия». «Решение руководства «АвтоВАЗа» по повышению цен на модельный ряд автомобилей 2009 года вызывает недоумение», - заявил секретарь президиума генерального совета единороссов Вячеслав Володин. Еще более жестко высказался его однопартиец, первый зампред думского комитета по промышленности Валерий Драганов, заявивший, что это решение «идет вразрез с антикризисными усилиями правительства РФ, Госдумы и «Единой России».

Надо думать, что нынешние владельцы «АвтоВАЗа», обосновывая своё решение в угоду лишь экономическим реалиям и партнерским интересам, не учли, что грубо вторглись на политическое поле. А ведь именно политическими «битами», если вспомнить, были вышиблены с игрового поля такие отнюдь не бездарные в экономике люди, как Борис Березовский (кстати, как раз и поднявшийся на сделках с «АвтоВАЗ»), как опальный Ходорковский и некоторые другие олигархи. И даже под прикрытием таких госструктур, как возглавляемый Чемезовым холдинг «Рособоронэкспорт», опасно заходить за «красные флажки», ограждающие государственные интересы.

Ожидаемое за опрометчивым решением менеджмента «АвтоВАЗа» превращение LADA из достаточно дорогой машины в очень дорогую – это не только удар по отечественному потребителю. Это, по сути, обрушение той политики премьера РФ Владимира Путина по предоставлению преференций отечественным производителям, на которую он сделал ставку для оказания им помощи в выходе из кризиса. К числу этих счастливчиков отечественного автопрома, заметим, в первую очередь и попадал тольяттинский «АвтоВАЗ».

Надо понимать, что премьеру нелегко было в момент экономического кризиса пойти ради поддержки автопрома на такие непопулярные среди населения Дальнего Востока и ряда других регионов меры, как повышение на 30-80 % таможенных пошлин на ввозимые в страну иномарки. Владимиру Путину понадобилось немало усилий, чтоб погасить пожары вспыхнувших митингов протеста от Владивостока до Москвы. В какой-то мере вся эта большая и болезненная экономическая кампания, имеющая целью спасти отечественные автозаводы и дать им шанс выкарабкаться из финансовой ямы, была настоящей проверкой прочности нынешнего правительства под руководством нового премьера. Недаром, выступая от имени единоросов, Вячеслав Володин прямо указал, что действия руководства «АвтоВАЗа» «идут вразрез с усилиями председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина».

Столь неуместно затеянное в январе взвинчивание цен на весь модельный ряд LADA – где, заметим, производство не связано ни с дорогим импортом, ни с чужой рабочей силой – подрезало целую цепь политических мер страны по поддержке автопрома, начиная от правительственных инициатив – до организованной единоросами всероссийской акции «Поддержим Россию – поддержим себя». На фоне мудрствований ответственных лиц ОАО «АвтоВАЗ» о том, что-де «повышение необходимо» и «падения спроса на машины не будет», стали бессмысленны горячие митинги работников отечественных автозаводов с плакатами «Купишь иномарку – отдашь налоги в чужой бюджет». Выражаясь языком суровых сталинских времен, менеджмент тольяттинского автогиганта совершил в январе «грубую политическую ошибку», которую прежде расценили бы как вредительство и разжигание страстей.

Нам трудно судить, сами ли владельцы «АвтоВАЗА» пошли на такие непродуманные действия или их кто-то подтолкнул, суля легкую прибыль. Можно только отметить, что на фоне кризисных ситуации и прихода в его бизнес небезызвестной группы СОК, умеющей выжать выгоду из любых проблем, возникающих у партнера, такие ошибки менеджмента могут привести к переделу сфер влияния вокруг предприятий «АвтоВАЗа».

Некоторые самарские эксперты даже усматривают в повышении цен на ВАЗовскую продукцию некую месть со стороны СОКа его главному на сегодняшний день оппоненту Сергею Чемезову. Если недовольство премьера действительно выльется в кадровые перестановки в тольяттинском автогиганте, то у группы СОК появятся реальные шансы получить контроль не только над сбытовыми сетями «АвтоВаза», но и вернуть свои былые позиции на этом предприятии.