18+
  1. Чемезов сосредоточился на IPO

Чемезов сосредоточился на IPO

Чемезов сосредоточился на IPO
Все предприятия, управляемые государственным концерном «Рособоронэкспорт», к 2012 году проведут IPO. Об этом вчера сообщил глава компании Сергей Чемезов в ходе пресс-конференции, прошедшей в первый день работы в подмосковном Жуковском Международного авиационно-космического салона «МАКС-2007».

Однако эксперты не уверены, что данная инициатива принесет результаты, считая, что государство, для которого развитие стратегически важных предприятий важнее развития рынка их акций, вряд ли будет учитывать интересы миноритарных акционеров.

По словам Сергея Чемезова, публичное размещение акций пройдет в два этапа. На первом из них в 2009 году на биржах будут размещены ценные бумаги трех компаний – «ВСМПО-Ависма», «АвтоВАЗа» и холдинга «Вертолеты России», входящего в состав «Оборонпрома». На втором этапе до 2012 года на биржах будут размещены акции всех остальных компаний, которыми управляет «Рособоронэкспорт».

Напомним, что кроме «АвтоВАЗа», «Рособоронэкспорту» принадлежат 31,3% акций «Оборонпрома», 25% ОАО «Мотовилихинские заводы» (производство артиллерии) и 66% титановой корпорации «ВСМПО-Ависма».

Как полагают инвестиционные аналитики, выход ряда предприятий «Рособоронэкспорта» на международный рынок капитала будет сопряжен с немалыми сложностями. К примеру, «АвтоВАЗу», прежде чем разместиться на бирже, необходимо «раскольцевать» структуру собственности. Дело в том, что в настоящее время большая часть акций этого предприятия принадлежит его дочерним компаниям. Но даже в случае решения этого вопроса в означенные Сергеем Чемезовым сроки, совершенно не факт, что инвесторы будут активно скупать акции тольяттинского автогиганта, поскольку проблемы завода у всех на слуху.

Напомним, что когда «Рособоронэкспорт» зашел на «АвтоВАЗ», все надеялись, что предприятие в короткие сроки преодолеет кризис. Однако получилось все наоборот. Новый менеджмент «АвтоВАЗа» сумел обострить отношения со своими дилерами. В результате вазовские модели, сравнявшиеся по цене с новыми иномарками того же класса, стали продаваться еще хуже, на торговых площадках скопилось много нереализованных автомобилей. Кроме того совсем недавно заводской профсоюз, требуя повышения рабочим зарплаты, едва не провел масштабную забастовку. И хотя, в конце концов, она не состоялась, ситуация на предприятии до сих пор накалена.

А вот «Вертолетам России», прежде чем затевать публичное размещение своих ценных бумаг, необходимо перейти на единую акцию. Если это произойдет, как планируется, в конце 2008 – начале 2009 года, то провести IPO в указанные Сергеем Чемезовым сроки компания не успеет, поскольку размещение готовится как минимум полтора года. Кроме того, как заявил «Коммерсанту» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, «2012 год это такой срок, к которому можно обещать все что угодно: к этому времени и ситуация в стране может измениться кардинальным образом».

По словам аналитика «БрокерКредитСервиса» Севастьяна Козицына, которые он высказал изданию, для проведения IPO на иностранной бирже любой компании требуется как минимум отчетность МСФО за последние три года, а также четкая и прозрачная структура акционеров. «На работу юристов, аудиторов и консультантов, как правило, требуется год. А структурам «Рособоронэкспорта» с учетом их специфики может потребоваться больше,- считает аналитик.- Акции оборонных предприятий пользуются довольно высоким спросом инвесторов во всем мире. Но в России к ним относятся более чем осторожно, несмотря на большой инвестиционный потенциал». Это, по мнению Севастьяна Козицына, связано с тем, что для властей развитие производства стратегически важных предприятий, в том числе сектора ВПК – больший приоритет, нежели развитие рынка их акций. «Можно также предположить, что интересы миноритарных акционеров при такой политике имеют меньшее значение, нежели национальная безопасность России»,- отметил он.