Билеты на междугородные автобусы на большинстве направлений остаются недоступными для приобретения через интернет. По мнению участников рынка, опрошенных «КоммерсантЪ», эта тенденция является наследием советского периода, когда и автовокзалы, и автобусы пребывали в государственной собственности. Сейчас порядка 50% из российских автостанций перешли в частные руки, остальные сохраняют государственный статус. Президент ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» Борис Лоран говорит, муниципалитеты не спешат продавать вокзалы, опасаясь пересмотра новым владельцем профиля их работы, либо передела в сегменте региональных междугородных перевозок.
Основатель сервиса «Атлас» Михаил Томшинский добавляет, инвесторы также не торопятся вкладываться в автовокзалы, поскольку данный сегмент крайне зарегулирован, а гарантий отдачи вложений нет, поскольку рынок междугородных перевозок сейчас активно развивается в обход автовокзалов – с использованием сервисов наподобие BlaBlaCar. Лоран считает, что прибыльность гарантирована только автовокзалам, в зданиях которых будут расположены торговые и другие коммерческие объекты, а не только билетные кассы и залы ожидания. По словам эксперта, автовокзалы сопротивляются переносу продажи билетов в интернет, поскольку комиссия от их оформления является одним из основных доходов станций.
При этом отдельные перевозчики развивают собственные сервисы онлайн продаж билетов. Приобрести проездной документ без визита на автовокзал можно у компаний Busfor, Unitiki, через сервисы «Туту.ру», «Яндекс» и другие. Но, говорит Лоран, чтобы автовокзалы обслуживали пассажиров с интернет-билетами, должна иметься соответствующая договоренность между компанией и автостанцией.
Томшинский указывает, без участия автовокзалов билетные агрегаторы технически не могут наладить полномасштабную продажу проездных документов на автобусы, поскольку именно в информационных сетях автовокзалов аккумулируется информация о рейсе, времени его отправки и оставшихся билетах. Сооснователь и CEO Busfor Илья Екушевский говорит, несвоевременное освоение автоперевозчиками современных технологий приводит к падению рынка автоперевозок. С учетом полулегальных компаний, в прошлом году он составил 125-150 млрд рублей, отмечает эксперт. Отток денег с рынка происходит в пользу карпулинговых сервисов.