Крупнейшая российская авиакомпания «топит» очередного крупного туроператора - ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» отключает TEZ Tour от зимней «брони». По словам источника ТАСС, близкого к совету директоров авиакомпании, основная причина в том, что туроператор перестал оплачивать услуги перевозчика. Якобы TEZ Tour не платит за билеты, которые он бронирует, и нарастил долги.
Но официальных комментариев «Аэрофлот» пока не дает. А вот коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин пояснил: сейчас с авиаперевозчиком идут переговоры по зимней программе, и такими заявлениями «Аэрофлот» пытается давить на туроператора. TEZ Tour, по его словам, пытается уменьшить число кресел на рейсах «Аэрофлота» и пересмотреть их стоимость во время резкого падения спроса на российском туристическом рынке и низкого курса рубля. Недавно турфирма в два раза сократила зимнюю турпрограмму.
А гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер заявил, что от системы онлайн-бронирования билетов его турфирму отключили без предупреждения. Он добавил, что у компании нет долгов перед перевозчиком, и причина конфликта в том, что туроператор отказывается предоставить жесткие гарантии по заполнению самолетов зимой. «Ничего неожиданного для нас в этом нет, - говорит Каганер. - Мы с ними торгуемся, пытаемся сократить объемы, а они не хотят сокращать и пытаются нас шантажировать. При этом ни копейки долгов у нас нет. Все билеты, которые забронированы, выписаны, и народ улетит на всех направлениях, которые у нас есть. Но новых билетов «Аэрофлота» мы на сегодня выписать не можем. Нас отключили, пытаясь таким образом шантажировать, чтобы мы согласились на выполнение непосильного объема».
Он также рассказал о том, что сейчас самолеты летают в Мале, Бангкок и Пхукет полупустыми, однако «Аэрофлот» не хочет сокращать количество рейсов в Таиланд. Владимир Каганер добавил, что в этих направлениях летают и другие авиакомпании (например, «Трансаэро» или «Сибирь») - так что клиентов, которые уже забронировали туры, пересадят на рейсы этих перевозчиков. Несмотря на сложности на туррынке, россияне все же не отказались от загранпоездок совсем - новогодние туры продаются относительно неплохо.
Примечательно, что в Ростуризме, судя по всему, до сих пор не были осведомлены о возможных проблемах при расчетах TEZ Tour с «Аэрофлотом». По некоторым данным, завтра в ведомстве пройдет экстренное совещание, посвященное вопросу устойчивости турфирмы, - на него приглашены и руководители TEZ Tour. В это же время представитель авиакомпании S7 сообщает, что у них нет каких-либо проблем в сотрудничестве с этим туроператором.
Таким образом «Аэрофлот» может изрядно подпортить свой имидж в непростой для туристического рынка ситуации. Тем более, это не первая турфирма, которой перевозчик фактически выкрутил руки. «Представляется, что хорошего выхода здесь нет ни для «Аэрофлота», ни для TEZ Tour, - заявил «Веку» эксперт по транспортной инфраструктуре Алексей Вязовский. - С одной стороны, крупнейший российский авиаперевозчик уже отключал туроператоров за долги, и это привело к банкротству таких компаний, как «Эвитерра», «Идеал тур» и «Капитал тур». Причем, делалось все демонстративно, во время высокого сезона, с привлечением телевидения, скандалами вокруг пропавших туров.
С другой стороны, подобный сценарий с TEZ Tour ударит по самому «Аэрофлоту». Прекращать сотрудничество с крупнейшим туроператором в ситуации, когда в целом резко падают продажи билетов, - не лучший способ удержать долю рынка в конкуренции с «Трансаэро». Видимо, «Аэрофлоту» стоит пойти на уступки TEZ Tour и не требовать с компании банковской гарантии выполнения объема перевозок. Ведь именно она, а вовсе не долги турфирмы, стали главным камнем преткновения. Но TEZ Tour не хочет ее давать, так как, видимо, не может договориться с банками и не знает, насколько все плохо будет зимой».
Действительно, по словам наблюдателей, в ситуации, когда плохо всем сторонам, другого варианта, кроме как делить риски поровну, просто нет. Но у «Аэрофлота», судя по всему, другая логика - или выкупайте блок мест или давайте гарантию на его оплату. А дальше - хоть трава не расти. Причем, речь идет о турфирме, с которой перевозчик сотрудничает с 2000 года.
Гарантировать объем перевозок в зимний период сегодня действительно сложно, но в этой хитрой торговле авиаперевозчик решил переложить все риски на плечи турфирм. «Надеюсь, что туроператор сможет пережить это тяжелое время, - заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Даже если договориться не удастся, он (TEZ Tour – ред.) может предложить туристам другую перевозку, помимо «Аэрофлота».
В TEZ Tour также уверяют, что не боятся ссориться с авиакомпаниями, пусть это даже «Аэрофлот». От услуг перевозчика просто откажутся. «В тяжелое время вместо того, чтобы пойти навстречу и снизить объемы, «Аэрофлот» не идет ни на какие уступки. Две недели мы уже бодаемся с ними, вроде бы достигли договоренностей… И вот такая новость», - заключает Владимир Каганер. А Александр Буртин добавляет: ситуация с отключением компании от системы бронирования – лишь рабочий момент, и он не повлияет на бизнес и клиентов TEZ Tour.
Интересно, что этот скандал случился именно сейчас – когда упорно ходят слухи о продаже крупнейшего туроператора. Ранее ряд зарубежных и российских СМИ сообщали, что в слиянии с TEZ Tour якобы заинтересован конкурент в лице «Библио Глобус». Однако в компании опровергли эту информацию.
Еще раньше сообщалось о том, что акционеры TEZ Tour рассматривали вариант продажи бизнеса транснациональной тургруппе TUI Travel, совладельцем которой выступает глава «Северстали» Алексей Мордашов. Но сделка так и не состоялось. На турфирму вроде бы даже заглядывались структуры, связанные с украинским олигархом Игорем Коломойским. Однако никаких перемен в руководстве TEZ Tour не произошло. По оценке журнала Forbes, выручка компании в 2013 году составила 30 млрд рублей.
Похоже, что крупнейший российский авиаперевозчик в погоне за прибылью наплевательски относится даже к давним партнерским отношениям. Видно, и остальным турфирмам пора задуматься: следует ли в таком случае летать самолетами «Аэрофлота».