«Аэрофлот» обвиняют в шантаже

«Аэрофлот» отключил TEZ Tour от системы бронирования авиабилетов из-за долгов. Скорее, дело в банковской гарантии на зимний объем перевозок, которую авиаперевозчик требует от одного из крупнейших российских туроператоров, считают эксперты. В момент падения спроса логичнее было бы делить риски, а не давить на партнеров.

Крупнейшая российская авиакомпания «топит» очередного крупного туроператора - ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» отключает TEZ Tour от зимней «брони». По словам источника ТАСС, близкого к совету директоров авиакомпании, основная причина в том, что туроператор перестал оплачивать услуги перевозчика. Якобы TEZ Tour не платит за билеты, которые он бронирует, и нарастил долги.

Но официальных комментариев «Аэрофлот» пока не дает. А вот коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин пояснил: сейчас с авиаперевозчиком идут переговоры по зимней программе, и такими заявлениями «Аэрофлот» пытается давить на туроператора. TEZ Tour, по его словам, пытается уменьшить число кресел на рейсах «Аэрофлота» и пересмотреть их стоимость во время резкого падения спроса на российском туристическом рынке и низкого курса рубля. Недавно турфирма в два раза сократила зимнюю турпрограмму.

А гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер заявил, что от системы онлайн-бронирования билетов его турфирму отключили без предупреждения. Он добавил, что у компании нет долгов перед перевозчиком, и причина конфликта в том, что туроператор отказывается предоставить жесткие гарантии по заполнению самолетов зимой. «Ничего неожиданного для нас в этом нет, - говорит Каганер. - Мы с ними торгуемся, пытаемся сократить объемы, а они не хотят сокращать и пытаются нас шантажировать. При этом ни копейки долгов у нас нет. Все билеты, которые забронированы, выписаны, и народ улетит на всех направлениях, которые у нас есть. Но новых билетов «Аэрофлота» мы на сегодня выписать не можем. Нас отключили, пытаясь таким образом шантажировать, чтобы мы согласились на выполнение непосильного объема».

Реклама на веке

Он также рассказал о том, что сейчас самолеты летают в Мале, Бангкок и Пхукет полупустыми, однако «Аэрофлот» не хочет сокращать количество рейсов в Таиланд. Владимир Каганер добавил, что в этих направлениях летают и другие авиакомпании (например, «Трансаэро» или «Сибирь») - так что клиентов, которые уже забронировали туры, пересадят на рейсы этих перевозчиков. Несмотря на сложности на туррынке, россияне все же не отказались от загранпоездок совсем - новогодние туры продаются относительно неплохо.

Примечательно, что в Ростуризме, судя по всему, до сих пор не были осведомлены о возможных проблемах при расчетах TEZ Tour с «Аэрофлотом». По некоторым данным, завтра в ведомстве пройдет экстренное совещание, посвященное вопросу устойчивости турфирмы, - на него приглашены и руководители TEZ Tour. В это же время представитель авиакомпании S7 сообщает, что у них нет каких-либо проблем в сотрудничестве с этим туроператором.

Таким образом «Аэрофлот» может изрядно подпортить свой имидж в непростой для туристического рынка ситуации. Тем более, это не первая турфирма, которой перевозчик фактически выкрутил руки. «Представляется, что хорошего выхода здесь нет ни для «Аэрофлота», ни для TEZ Tour, - заявил «Веку» эксперт по транспортной инфраструктуре Алексей Вязовский. - С одной стороны, крупнейший российский авиаперевозчик уже отключал туроператоров за долги, и это привело к банкротству таких компаний, как «Эвитерра», «Идеал тур» и «Капитал тур». Причем, делалось все демонстративно, во время высокого сезона, с привлечением телевидения, скандалами вокруг пропавших туров.

С другой стороны, подобный сценарий с TEZ Tour ударит по самому «Аэрофлоту». Прекращать сотрудничество с крупнейшим туроператором в ситуации, когда в целом резко падают продажи билетов, - не лучший способ удержать долю рынка в конкуренции с «Трансаэро». Видимо, «Аэрофлоту» стоит пойти на уступки TEZ Tour и не требовать с компании банковской гарантии выполнения объема перевозок. Ведь именно она, а вовсе не долги турфирмы, стали главным камнем преткновения. Но TEZ Tour не хочет ее давать, так как, видимо, не может договориться с банками и не знает, насколько все плохо будет зимой».

Действительно, по словам наблюдателей, в ситуации, когда плохо всем сторонам, другого варианта, кроме как делить риски поровну, просто нет. Но у «Аэрофлота», судя по всему, другая логика - или выкупайте блок мест или давайте гарантию на его оплату. А дальше - хоть трава не расти. Причем, речь идет о турфирме, с которой перевозчик сотрудничает с 2000 года.

Гарантировать объем перевозок в зимний период сегодня действительно сложно, но в этой хитрой торговле авиаперевозчик решил переложить все риски на плечи турфирм. «Надеюсь, что туроператор сможет пережить это тяжелое время, - заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Даже если договориться не удастся, он (TEZ Tour – ред.) может предложить туристам другую перевозку, помимо «Аэрофлота».

В TEZ Tour также уверяют, что не боятся ссориться с авиакомпаниями, пусть это даже «Аэрофлот». От услуг перевозчика просто откажутся. «В тяжелое время вместо того, чтобы пойти навстречу и снизить объемы, «Аэрофлот» не идет ни на какие уступки. Две недели мы уже бодаемся с ними, вроде бы достигли договоренностей… И вот такая новость», - заключает Владимир Каганер. А Александр Буртин добавляет: ситуация с отключением компании от системы бронирования – лишь рабочий момент, и он не повлияет на бизнес и клиентов TEZ Tour.

Интересно, что этот скандал случился именно сейчас – когда упорно ходят слухи о продаже крупнейшего туроператора. Ранее ряд зарубежных и российских СМИ сообщали, что в слиянии с TEZ Tour якобы заинтересован конкурент в лице «Библио Глобус». Однако в компании опровергли эту информацию.

Еще раньше сообщалось о том, что акционеры TEZ Tour рассматривали вариант продажи бизнеса транснациональной тургруппе TUI Travel, совладельцем которой выступает глава «Северстали» Алексей Мордашов. Но сделка так и не состоялось. На турфирму вроде бы даже заглядывались структуры, связанные с украинским олигархом Игорем Коломойским. Однако никаких перемен в руководстве TEZ Tour не произошло. По оценке журнала Forbes, выручка компании в 2013 году составила 30 млрд рублей.

Похоже, что крупнейший российский авиаперевозчик в погоне за прибылью наплевательски относится даже к давним партнерским отношениям. Видно, и остальным турфирмам пора задуматься: следует ли в таком случае летать самолетами «Аэрофлота».

Реклама на веке
Цена нефти Brent рекордно упала ниже $81 Представители Twitter и Facebook возвращаются в РФ