18+
  1. «Аэрофлот» пролетает на угрозах

«Аэрофлот» пролетает на угрозах

«Аэрофлот» пролетает на угрозах
Авиавласти РФ и Запада который день обещают показать друг другу "небо в алмазах". Сегодня Москва все-таки перекрыла воздушное пространство России для авиакомпаний Украины, запретив транзит рейсов. Кабмин РФ пригрозил: чуть что, и могут быть приняты подобные меры в отношении перевозчиков ЕС и США. Запад обещает "око за око".

Украинские авиакомпании стали первыми, для кого Россия все-таки закрыла свое воздушное пространство. Речь идет о транзитных рейсах в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев также заметил: подобные меры в отношении авиаперевозчиков ЕС и США находятся у правительства "на карандаше". По его словам, "прорабатывается вопрос об изменении так называемых точек входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских и американских авиаперевозчиков". Кроме того, по словам Медведева, "наша страна готова пересмотреть правила использования транссибирских маршрутов, то есть денонсировать согласованные принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов".

"Для государств Евросоюза такой пересмотр может состояться в полном объеме, а с авиационными властями США мы прекратим переговоры по вопросу использования транссибирских маршрутов", - сообщил глава кабмина.

Медведев уточнил, что эти меры не обязательно будут введены - ни вместе, ни по отдельности. При этом он заявил, что правительство сейчас ищет способ побольнее уколоть ЕС за санкции, введенные против "Добролета" и вынудившие единственного российского лоукостера "сложить крылья".

ЕС, в свою очередь, готов запретить самолетам российских авиакомпаний совершать полеты над Европой в том случае, если Россия зажжет "красный свет" для рейсов европейских авиаперевозчиков над Сибирью, заявил официальный представитель Европейской комиссии в Германии Рихард Кюнель. По его словам, у Брюсселя нет иного выбора, кроме "закручивания гаек" по принципу "око за око".

Ранее СМИ растиражировали информацию о том, что Москва может ограничить или вовсе запретить авиакомпаниям Европы совершать транзитные перелеты над Россией. В Бельгийской ассоциации пилотов заявили: так дойдет до того, что европейцам придется летать в Азию через Северный полюс. А это сразу скажется и на времени полетов, и на стоимости авиабилетов, которая подскочит на 50-70%.

По данным ИТАР-ТАСС, Россия на самом деле может изменить транссибирские маршруты, остановить часть европейских чартеров и закрыть воздушное пространство для транзита перевозчиков с Украины. В Минтрансе факт обсуждения перечня санкций подтвердили, напомнив, что соответствующее поручение дал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Санкционная "война намерений" в воздушном пространстве началась после того, как 4 августа лоукостер "Добролет" объявил о временной приостановке своей деятельности из-за санкций Евросоюза. После того как "дочка" компании "Аэрофлот", летающая в Крым, попала в "черный список" ЕС, было аннулировано действие договоров лизинга воздушных судов Boeing-737-800, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации.

"Я успел задешево слетать на нем в Симферополь и обратно. Само собой, на "Боинге", - пишет о "Добролете" на своей страничке в Facebook журналист Олег Пухнавцев (стиль и орфография автора сохранены). - Ну хорошо, отечественный авиапром уничтожали осмысленно и последовательно четверть века, кто только руку не приложил: и зять Ельцина Окулов (Валерий Окулов - замглавы Минтранса, экс-глава "Аэрофлота" - ред.), и убийца Ту-334 (адепт Суперджета) Погосян (президент ОАК Михаил Погосян)... Но ведь в случае с Крымом, коню понятно, надо было делать ставку на отечественные самолеты. Летать на шикарном Ил-96 гораздо удобнее, чем на погремушке-Боинге 737. Однако зажравшийся Аэрофлот (создатель Добролета) опять сделал ставку на иномарки, влез в очередную лизинговую и технологическую кабалу, за что получил по носу".

"Многие совершенно напрасно возмущаются. Такова стандартная практика в авиаотрасли, причем не только в российской, но и в мировой. Многие авиакомпании в мире берут самолеты в лизинг в других странах, обслуживают их за границей и прекрасно их эксплуатируют", - пояснил "Веку" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Впрочем, накануне руководство "Добролета" сообщило, что лоукостер продолжит работу, несмотря на санкции - авиакомпания подписала новое соглашение с Boeing. "Первые самолеты берем в лизинг, а с 2017 года пойдут поставки уже напрямую с завода в Сиэтле: вчера мы подписали соглашение на поставку 16 новых самолетов в 2017-2018 годах и оплатили депозит", - сообщил "Газете.Ru" глава компании Андрей Калмыков, добавив, что параллельно "Добролет" начал поиск новых лизинговых компаний в Китае и Сингапуре.

"В условиях глобализации экономики взаимная зависимость стран становится значимым фактором, и это не особо смущает компании из тех государств, которые не стремятся стать изгоями, - пояснил "Веку" глава аналитической службы российского агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. - Производство самолетов в Европе и США зависит от сотен поставщиков, среди которых есть резиденты европейских, северо- и южноамериканских компаний, азиатских фирм. И Россия также поставляет комплектующие для Запада. Так что в создании авиакомпании, которая зависима от внешних факторов, нет ничего противоестественного".

Однако, по мнению наблюдателей, сегодня (когда новые жесткие ограничения появляются чуть ли не каждый день) вероятность отмены новых договоренностей "Добролета" с Boeing очень высока. Тем более, сама американская компания зависит не только от решений Белого дома, но и от банков, уже сильно ограниченных в контактах с российскими партнерами.

Между тем, эксперты подсчитали, во сколько обошелся бы "Аэрофлоту" запрет на полеты иностранных авиакомпаний над территорией России, если бы Москва выполнила ту угрозу, о которой писали СМИ. По словам аналитика Raiffeisen bank Константина Юминова, это может привести к потере $250-300 млн выручки национального перевозчика. Такую же оценку - около $300 млн в год - приводил в конце 2012 года журнал Forbes со ссылкой на свои источники.

Решение закрыть транссибирский маршрут для европейских авиакомпаний лишит "Аэрофлот" существенных роялти и окажет серьезное влияние на рентабельность компании, говорят аналитики ФГ БКС. По словам источников внутри самого "Аэрофлота", если авиакомпания перестанет получать пролетные деньги, то она не сможет выполнять и другие поручения, которые обычно выполняют коммерческие компании. Накладными для перевозчика станут эксплуатация Sukhoi Superjet (более чем $50 млн в год), различные социальные проекты, неприбыльные маршруты, а также не вписывающаяся в бизнес-логику "Аэрофлота" региональная авиакомпания "Аврора" на Дальнем Востоке.

После сообщений о возможном запрете транссибирских перелетов для европейских авиаперевозчиков акции "Аэрофлота" обрушились на 6,5%, оказавшись аутсайдерами среди индексных акций. "Нам, если честно, непонятно, против кого направлены эти российские санкции. С точки зрения инвестиционной составляющей, "Аэрофлот", наверное, потеряет больше, чем выиграет Россия. Выплаты дивидендов под вопросом, без роялти чистая прибыль компании будет стремиться к нулю", - заявил тогда Сергей Фильченков из ИФК «Метрополь».

Для национального авиаперевозчика перекрытие сибирского неба действительно станет весьма чувствительным ударом. Тем более, в затылок "Аэрофлота" все время дышит "Трансаэро". По словам Дмитрия Баранова, против второго перевозчика "не введено санкций, авиакомпания продолжает полеты и пока не объявляла о каких-либо изменениях в своей деятельности". Видимо, чуть позже российские власти и сами поняли, что новость о Транссибе - слишком неудачная для "Аэрофлота".

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков поторопился отметить: транссибирский маршрут (кратчайший путь из Европы в Азию, срезается до 4000 км) - хорошие доходы для "Аэрофлота" (следовательно, и для государства), поэтому нужно взвесить все "за" и "против", чтобы "не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове".

Эксперты, в свою очередь, отмечают: слухи о возможном закрытии транссибирского воздушного коридора - наверняка лишь осознанная утечка информации в качестве предупреждения Запада. "Я бы не стал сильно драматизировать ситуацию вокруг санкций, поскольку они явно носят демонстрационный характер, - заявил независимый авиаэксперт Алексей Захаров в эфире программы "Своими словами". - Европа выбрала объект для показательной порки, существует этот объект или нет, никому особо не жарко и не холодно, поскольку "Добролет" в настоящее время не является коммерческим проектом - это в чистом виде пиар-проект, которому для выхода на нормальный бизнес-процесс необходимы определенные условия, каковых в России как не было, так и нет".

"Запрет транзитных полетов европейских авиакомпаний из Европы в Азию - это что-то из пословицы: "назло бабушке уши отморожу", - заявил "Веку" вице-президент компании "Золотой монетный дом" Алексей Вязовский. - Если бы наше правительство ввело дополнительные пошлины на Boeing и Airbus для отечественных авиакомпаний (а заодно и усилило льготный режим для Объединенной авиастроительной корпорации, которая производит отечественный Sukhoi Superjet), то понять логику властей можно было бы. Запад вводит против нас санкции - мы отвечаем импортозамещением и подъемом собственной промышленности. Но терять $300 млн пролетных денег ради того, чтобы рынок перевозок Европа - Азия захватили китайские, индонезийские, японские авиакомпании… Это выше моего понимания!"

"Недополучение "Аэрофлотом" $250-300 млн - это только верхушка айсберга, – уверен Олег Пантелеев. - Ограничение полетов европейских авиакомпаний по транссибирским маршрутам (просьба не называть это запретом полетов над Россией) - это та мера, которая соразмерна санкциям в отношении всех отечественных авиакомпаний, летающих в Крым. То есть, если Европа фактически остановит авиационную отрасль страны, в ответ она получит ограничение полетов. И наоборот, если Россия ограничит доступ европейцев на Транссиб, в ответ она получит санкции против всех, кто летает в Симферополь. Понятно, $250-300 млн в условиях полномасштабной торговой войны и, по сути, изоляции - это едва заметная проблема".

Между тем, биржевые торги накануне закончились для бумаг западных авиакомпаний глубоким пике. Даже просто слухи о возможном введении Россией ответных авиасанкций привели к обвалу капитализации ведущих авиакомпаний США и ЕС - их суммарные потери к середине среды составили около $4,5 млрд. Deutsche Welle со ссылкой на агентство Reuters сообщает, что акции немецкой авиакомпании Lufthansa подешевели на 3,4%, а котировки Air-France KLM снизились на 5,2%. Акции Finnair упали на 5,6%, сообщает агентство AP, а владельцы компании Britisch Airways потеряли 2,9%. Кроме того, по информации ИТАР-ТАСС, снизились акции компаний Ryanair, International Airlines Group, Delta, American Airlines и United Airlines.

Последние новости