18+
  1. АЗС затягивают ценовую удавку

АЗС затягивают ценовую удавку

АЗС затягивают ценовую удавку
Традиционно весной и осенью цены на топливо в России повышаются. К этому уже все привыкли. Весенний рост цен на бензин власти объясняют надвигающейся посевной, а осенний - уборочной страдой. Именно в эти периоды в России ощущается дефицит моторного топлива и наблюдается рост его стоимости.

На этот раз эксперты прогнозируют увеличение стоимости бензина на 3 рубля. К выводу, что в ближайшее время топливо подорожает на 5-10%, аналитики рынка пришли по итогам заседания Нефтяного клуба в Петербурге. Причиной продолжающегося удорожания нефтепродуктов эксперты называют их дефицит. В ближайшие месяцы ситуация будет только усугубляться, даже несмотря на передвижные автогазозаправщики (ПАГЗ). При максимальном росте цен стоимость популярного бензина марки Аи-95 составит 33 рубля за литр, полагают эксперты. Это ощутимо ударит по карману автомобилистов.

На те же 5-10% может возрасти цена бензина марки Аи-92, а также на дизтопливо. Сейчас в среднем ставки на эти виды нефтепродуктов составляют 27,5 рубля за литр и 29,5 рубля за литр соответственно.

Представители розничного топливного рынка ссылаются на ситуацию на рынке оптовом, где сейчас цена на бензин марки Аи-95 составляет 38 тысяч рублей за тонну, однако уже через несколько месяцев, по прогнозам, она повысится до 40 тысяч рублей. Оптовики, в свою очередь, указывают на очередную волну дефицита нефтепродуктов в регионах. Нехватка сформировалась из-за закрытия на профилактику нескольких нефтеперерабатывающих заводов, что, в частности, связано с необходимостью перехода на выпуск топлива стандартом не ниже Евро-3. К примеру, из-за профилактики на заводе «Киришинефтеоргсинтез» временно отсутствуют отгрузки бензина марки Аи-92 и ограничены отгрузки бензина марки Аи-95. Ожидается, что дефицит продлится как минимум до декабря 2012 года.

«Сейчас на профилактику закрыты или в ближайшее время закроются 6 из 16 крупных нефтеперерабатывающих российских заводов, - отметил заместитель генерального директора ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» Сергей Леонтьев. - К тому же сейчас в стране снизились объемы производства присадки МБТЭ, необходимой для бензина Аи-95: из пяти специализированных предприятий, где ее делают, на профилактику закрылись три. В результате 4 сентября на бирже топливо с такой присадкой торговалось по цене 70 тысяч рублей за тонну».

С дефицитом топлива на бирже петербургские заправщики уже сталкивались весной прошлого года. Тогда из-за профилактических работ на основных НПЗ некоторые розничные продавцы остались и вовсе без бензина и солярки. Естественно, дефицитное топливо тут же подорожало. Причем, сначала повысили цены независимые поставщики, а затем уже стоимость на своих АЗС подняли вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). В итоге рост цен на заправках в 2011-м превысил 15%.

Сейчас участники Нефтяного клуба подтверждают, что многие независимые АЗС уже сегодня работают на пределе рентабельности, удерживая цены на уровне стоимости продуктов, которые предлагают ВИНКи. Однако долго эта игра продолжаться не будет. В ближайшие месяцы цены все равно вырастут. Еще одна причина для этого - рост акцизов, а также тарифов на энергоресурсы, произошедший в июле. «Данная ситуация повышает стоимость нефтепереработки, а, следовательно, оптовых цен», - сказал один из участников встречи.

Отметим, что стоимость популярных марок топлива в Петербурге уже выросла. Последнее повышение было отмечено в августе: ряд заправщиков за одну ночь поменяли ценники. Отпускные цены увеличились на 1-1,5 рубля. В среднем по рынку эксперты зафиксировали в 2012 году повышение стоимости Аи-92 на 6%, Аи-95 - на 8%. По данным лаборатории топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, озвученным 5 сентября, до конца года стоимость Аи-92 может вырасти до 31-32 рублей за литр. Соответственно можно предположить, что более дорогой Аи-95 подрастет до 34-35 рублей за литр.

Тенденция к повышению цен, отметим, сохранится и в следующем году. По прогнозам экспертов Нефтяного клуба, в следующем году российские предприятия произведут на 600-800 тысяч тонн бензина третьего класса меньше, чем это необходимо для рынка. А если учитывать, что ежегодно потребление бензина увеличивается на 1 миллион тонн, то дефицит может составить более полутора миллионов тонн. Заправщики в этой ситуации продолжат накручивать цены.