18+
  1. Белозеров готовит перемены в РЖД

Белозеров готовит перемены в РЖД

Белозеров готовит перемены в РЖД
Недавняя смена руководства ОАО "Российские железные дороги" породила в среде экспертов массу прогнозов. Попытались аналитики порассуждать и на тему: насколько радикально Олег Белозеров будет проводить в РЖД реформы?

ЦитатаГлава ОАО РЖД Олег Белозеров готовит компанию к крупным переменам. В битву за контроль над монополией вступают новые игрокиКонец цитаты В последнее время новости по запросу на ключевое слово «РЖД» сыплются самые разные. Госмонополию явно к чему-то готовят – иначе не было бы попыток разделить ее, как, кстати, и «Газпром». Очевидно, что Якунина и Ко, точнее, проект «Якунин, сыновья и партнеры» в РЖД скоро сменит другая комбинация. Формально главным лицом в ней будет Олег Белозеров. Об остальных участниках узнаём, как обычно, попозже.

Распил РЖД

На прошлой неделе Минэкономразвития (МЭР) озвучило тезис о разделении РЖД на две части. Инфраструктурную и локомотивную компании.

«Мы концептуально в рамках одного холдинга должны разделить операционно и сделать отдельно инфраструктурную компанию и локомотивную компанию, чтобы вскрыть всю неэффективность, которая есть», - рассказал директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандрон.

Действительно, уходя Якунин оставил за собой монополию в хозяйственном запустении и в долговой яме. Согласно опубликованной ранее отчетности по МСФО (международным стандартам финотчетности), чистый убыток компании по итогам 2014 года составил 99,3 млрд рублей. Помимо прочего, компания пересчитала показатели 2013 года, которые, с учетом изменения методологии и обесценивания активов, составили около 198,84 млрд рублей убытков. «Компания в последнее время теряла высокодоходные грузы и увеличила объемы перевозки низкодоходных грузов. Значит, наверное, прейскурант (регулируемых тарифов) нужно посмотреть - нуждается и само образование тарифов в корректировке», - сказал глава МЖР Алексей Улюкаев, добавив, что в правительстве также обсуждается возможность реструктуризации компании.

Кстати, до этого в железнодорожной монополии указывали, что в 2013 году ОАО «РЖД» получило прибыль в размере 36,7 млрд рублей. Получается, что подчиненные Якунина, мягко говоря, «слукавили».

Решать застарелые проблемы новому руководству РЖД хоть как-то, но придется. Но с кем и как? И, главное, за чей счет, как говорил герой Юрия Яковлева, будет этот банкет?

И потом – вы заметили, что «реформа» РЖД началась не с каких-то стратегических решений и системных подходов? Монополию хотят попилить по шаблону РАО ЕЭС. Хотя эффективных, при этом разных, схем в мире много. Почему-то г-н Белозеров не обратил внимания на китайский вариант (одна большая РЖД и локальные перевозчики с локальной инфраструктурой с участием иностранного капитала на ограниченном числе участков в некоторых провинциях) или американский (большие перевозчики, владеющие инфраструктурой, вагонами, локомотивами, со сквозным тарифным соглашением и 4 000 разноразмерными участниками рынка). Почему-то решили «отпилить» локомотивы. Кому это выгодно?

Тройка лидеров: Дворкович, Несис, Ротенберг

Попытки «сделать что-то для своих» с РЖД предпринимались еще при Якунине. И главным «паровозом» проекта стал вице-премьер Правительства России Аркадий Дворкович. Ранее мы предполагали, что за атаками на Якунина стоят люди, двигающие Дворковичем. В частности, глава Группы ИСТ Александр Несис, не без успеха пытавшийся укрепить позиции в борьбе против главы «Уралвагонзавода» Олега Сиенко. Судя по действиям г-на Дворковича, Тихвинский вагоностроительный завод Несиса должен был занять нишу поставок инновационных вагонов на рынок. Объективно на руку главе ИСТ сыграли и антироссийские санкции – УВЗ пришлось свернуть совместные ж/д проекты: с Caterpillar по производству локомотивов, аналогичный с компанией EMD, неудача постигла и проект по выпуску тележек с Amsted Rail. Конечно, это не относилось к производству вагонов, но положение в ж/д дивизионе УВЗ сильно подкосило.

В вопросах приватизации РЖД (говорили, что она начнется не раньше 2018 года) Владимир Якунин был категоричен. По крайней мере, последние полтора года. Он ее не поддерживал. Теперь ситуация изменилась - и это видно невооруженным глазом.

Вскоре после назначения Белозерова главой РЖД в СМИ появилась серия статей, где подчеркивалось, что ему предстоит провести приватизацию РЖД. Говорили о разделении РЖД на несколько вертикально-интегрированных компаний, которые на переходном этапе будут «дочками», а затем приватизируются. Буквально через 2 месяца подобные тезисы прозвучали и от представителей Минэкономразвития. Судя по всему, такими приемами общественное мнение в РФ готовят к мысли о необходимости приватизации РЖД.

Напрашивается логичный вопрос – кто стоит за Белозеровым? Его кандидатура была явно не случайной. Шесть лет проработал в Министерстве транспорта РФ – сначала при Игоре Левитине (ныне советнике президента РФ), а затем и при нынешнем министре Максиме Соколове. Кроме того, Белозерова СМИ упорно называют человеком, имеющим хорошие связи с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами.

Считается, что Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов, когда работал в «Ленэнерго». Кроме того Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, бывшим руководителем банка «Северный морской путь» (СМП-Банк), принадлежащего Ротенбергам.

С 2004 по 2009 год Белозеров возглавлял Федеральное дорожное агентство («Росавтодор»), которое организовывало тендеры на дорожное строительство. Тогда-то за ним и закрепилось вот это, «человек Ротенбергов». По мнению экспертов, его лояльность к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М9 «Балтия» и т.д.

Тот факт, что Белозеров был назначен главой РЖД 20 августа 2015 года, а Ройтенберги начали «объединять» некоторые свои активы со структурами РЖД с конца апреля этого же года, говорит о том, что продвижение замминистра транспорта Олега Белозерова на пост руководителя РЖД могло быть спланированной «спецоперацией» олигарха Аркадия Ротенберга по захвату контроля над железнодорожной монополией.

Теперь эта государственная корпорация фактически стала «игрушкой» в руках хозяина «СМП Банка», а глава РЖД Белозеров, по всей видимости, будет исполнять все, что от него потребует Ротенберг. По крайней мере, логично ожидать продолжения практики лоббирования по аналогии с дорожными контрактами – либо структуры Ротенбергов будут получать наиболее привлекательные активы, либо, если они им не интересны, будут контролировать процесс. Чтобы активы получили «правильные» люди.

Немного цифр для понимания. По данным газеты «Ведомости», бывшие советники, помощники и просто знакомые Якунина имеют многолетние контракты с РЖД более чем на 360 млрд руб. Теперь же их место могут занять структуры, подконтрольные и дружественные Ротенбергам.

Если эта схема будет реализована, то страна получит некий аналог приватизации британских железных дорог, проведенной при Маргарет Тэтчер. Когда вся инфраструктура была «попилена» между частными компаниями. Одни отвечали за вокзалы, другие – за подвижной состав, третьи – за стрелки… В результате хваленая точность английских ж/д буквально за полгода ушла в прошлое. Учитывая специфику российского бизнеса, у нас все будет гораздо хуже.

***

Но вернемся к вопросу – изменится ли что-то принципиально в монополии при новом руководстве? Пока оснований думать так нет. Новое руководство намерено «напрягать» российский бюджет по полной. В 2016 году компания может получить оттуда почти 60 миллиардов рублей субсидий на пассажирские перевозки. И еще 47,2 миллиарда рублей в виде взносов в уставный капитал на капитальное строительство.

Похоже, что и при Белозерове РЖД собирается «доить» государственную казну так же, как это было при Якунине. Только на этот раз трат будет еще больше. Ведь новому главе железнодорожной монополии придется «помогать» бизнесу братьев Ротенбергов. Так что РЖД ждут новые «капитальные затраты».

Вместе с тем, Белозерову придется нелегко – Владимир Якунин свои завоевания в РЖД не отдаст. Семейный бизнес – это святое, да и не в традициях чекистов сдаваться без боя. Правда, публичные и репутационные позиции экс-главы РЖД крайне незавидные. Тем более на фоне последней информации о том, что деньги выкачивались в оффшоры, а его сын Андрей подал прошение на получение гражданства Великобритании. Вполне возможно, что г-на Якунина просто тихо «попросят» вернуть нажитое в страну, после чего полученное так же тихо перераспределят между другими, лояльными людьми.

Владимир Якунин сделал ту же ошибку, что и Сердюков. Подумал, что ему можно все, забыв святое правило: «делай что угодно, но только так, чтобы никто не знал». В итоге ему указали на место. И вполне возможно, что до конца своей жизни он будет расхаживать среди своих шуб в Акулинино. Кстати, по соседству с Ротенбергом. Вот уж и правда, ирония судьбы…

Последние новости