В то же время цены на топливо на бирже, активно шедшие вверх в начале месяца, сейчас демонстрируют смешанную динамику. Так, стоимость бензина различных марок на бирже СПбМТСБ на второй неделе января, после открытия торгов, прибавила 4,3%, в последующую неделю снизилась на 3,5%, а теперь опять идет вверх. При этом 2,2% с максимумов середины месяца потеряло зимнее дизтопливо (ДТЗ).
Как отмечают участники рынка, сейчас розничную цену определяют декабрьские оптовые закупки топлива. Как правило, они падали в ноябре-декабре, однако в конце прошлого года они были стабильными. В последнюю неделю декабря биржевая цена АИ-95 вышла на майский уровень — за тонну давали 40,5 тыс. руб., а цена на ДТЗ и вовсе достигла исторических максимумов — 39,5 тыс. руб. за тонну. Эксперты объясняли такой рост массовой закупкой топлива на январь накануне налоговых изменений.
Отмечалось, что рост цен на дизтопливо главным образом обусловлен тем, что в стоимости учитывается высокая для зимнего сезона оптовая цена ДТЗ. При этом отмечалось, что темпы роста розничных цен на «дизель» уже начали замедляться, в то время как оптовые цены начали падать на прошлой неделе. По словам аналитиков, на бирже ДТЗ уже дешевеет, однако в этом году в связи с низкими температурами это произошло лишь на третьей неделе января. При этом они подчеркивают, что динамику розничных цен будет определять тот факт, что на нефтебазах сохраняются существенные объемы дорогого декабрьского ДТЗ.
Между тем, с бензином дела обстоят по-другому. Участники рынка ожидают дальнейшего повышения оптовых цен в связи с тем, что экспорт остается привлекательнее внутренних поставок примерно на 1,5-2 тыс. руб. на тонну. Вместе с тем быстро «разогнать» рынок до этих уровней не дает низкий сезонный спрос на внутреннем рынке, в связи с этим вот уже две недели растет волатильность на бирже.
Аналитики полагают, что рост оптовых цен потребители еще ощутят на себе и катализатором в этом процессе может стать достижение потолка оптовых цен лета прошлого года (текущие цены ниже этих показателей на 1,5-2,5 тыс. руб. за тонну). В настоящее время рынок занял выжидательную позицию, полагая, что цены могут пойти вверх на фоне полномасштабного ремонта на Московском НПЗ, запланированного на февраль, либо в начале апреля, когда начинается сезонный рост спроса.
Отметим, что объемы топлива, выпускаемого предприятиями «Газпром нефти», уже сократились более чем на 20% по сравнению с показателями декабря. А в марте дефицит бензина усугубится закрытием на ремонт Ярославского НПЗ, который находится в совместном владении «Газпром нефти» и «Роснефти».
Тем временем в ФАС уверяют, что оснований для весомого январского повышения нет, как и массового вывоза топлива за границу. Независимые аналитики предупреждают: если ведомство ошибется в прогнозах и вынуждено будет вводить жесткое регулирование цен, то внутренний рынок может пострадать от дефицита топлива.
Аналитики полагают, что оптимистичные прогнозы Федеральной антимонопольной службы о подорожании автомобильного топлива на уровне инфляции не сбудутся. Скачок цен в розничной сети произойдет, когда биржевые котировки увеличатся еще больше. В такой ситуации ФАС не сможет запретить АЗС повышать расценки.
Напомним, что на прошлой неделе глава ФАС Игорь Артемьев*, выступая в Совфеде, заявил, что в продолжающемся росте цен на бензин в России виноваты «политики и депутаты», которые продолжают вводить новые акцизы, а также снижать пошлины на экспорт нефтепродуктов.