Как правило, россияне редко когда паникуют, заметив, как цены на бензин начинают ползти вверх. Наши сограждане, похоже, уже попросту свыклись с мыслью о том, что данный процесс необратим и проходит в соответствии с какими-то собственными, никому неподвластными законами. Да и от мировых цен на топливо российские цены на бензин, похоже, не зависели никогда. Вот только в последние недели и даже месяцы многочисленные АЗС в России ударились в настолько агрессивное ценообразование, что темпы роста ценников превысили все ожидания и достигли отметки в 2% за неделю.
Тут, как говорится, и к гадалке не ходи: сразу понятно, что ценовая проблема таких масштабов немедленно обретет политический характер. С середины прошлого месяца водители в ряде российских регионов начали массово выходить на акции протеста. Более того, в отдельных случаях протесты поддержали даже региональные власти. К примеру, в Новосибирске на пикете против бешеного роста цен на бензин побывал глава города Анатолий Локоть, а депутат камчатского Заксобрания, и вовсе, устроил настоящее шоу: он демонстративно оседлал коня по кличке «Ракета» и начал требовать, чтобы возле регионального парламента организовали соответствующее парковочное место для этого экологического вида транспорта.
В целом же, драйверы, определившие начало новым бензиновым протестам в стране, формировались постепенно. Так, по информации Росстата, за первые пять месяцев текущего года розничные цены на топливо в России в среднем повысились на 8%, и это при инфляции за тот же период всего-то на уровне 1,6%. Особенно отличилась в этом плане Москва – на минувшей неделе в столичном регионе цена на бензин всего за неделю подскочила почти на цельный рубль, а отдельные московские станции просили аж 47 рублей за литр АИ-95.
Кто виноват и что делать?
Главной причиной такого резкого повышения цен можно считать слабый курс национальной валюты в сочетании с ростом цен на углеводороды на международном рынке. В подобных условиях представителям бизнеса намного выгоднее организовать экспорт готовых нефтепродуктов за границу, чем продолжать продажу на внутреннем рынке по ценам, которые ниже мировых. По данным Федеральной антимонопольной службы России больше всех снизила объемы отгрузки нефтепродуктов на российские АЗС компания «Роснефть». В ФАС даже пришлось реагировать и направить руководству компании предписание об исправлении этой ситуации. В ответ госкомпания лишь сослалась на обстоятельства непреодолимой силы, вроде плановых ремонтов НПЗ.
Не стоит забывать и о повышении акцизного сбора на бензин, который в текущем году власти решили увеличить в два раза. И это вдобавок к привлекательному эксперту, традиционному сезонному увеличению спроса и тем самым ремонтам на перерабатывающих заводах. Аналитики, к слову, давно намекали на зависимость цен от налоговых платежей и предрекали, что нового взлета цен на топливо стоит ожидать аккурат после завершения президентских выборов. И уже тогда, внутреннее, созревало какое-то доверие к их словам.
В правительстве пока не определились
Ориентируясь на резкий взлет цен на бензин, россияне вполне логично ожидают и того, что за ними вверх поползут ценники и на целый ряд других групп товаров. Как ни крути, а транспортная составляющая заложена в себестоимость почти всех товаров, причем ее доля подчас оказывается довольно весомой.
На фоне таких ожиданий Кабмин ближе к концу мая принял решение пойти на снижение акцизов, но этот финт остался незамеченным рыночными игроками – цены упорно продолжали рост. Всего через неделю, 29 мая, вице премьер-министр Козак который отныне курирует ТЭК, организовал экстренное заседание правительства с участием представителей крупнейших нефтяных компаний страны. По итогам заседания нефтяники дали обещание удержать цены в июне, правительство, в свою очередь, обещало снизить акцизы на месяц ранее, чем планировалось изначально. Так, на начало этого месяца акцизный сбор с тонны топлива составил 3 000 рублей с тонны бензина и 2 000 – с каждой тонны дизельного топлива. Более того, правительство планирует отменить в том числе и повторное повышение акциза, которое было намечено на июль, то есть, акциз станет еще не семь сотен рублей меньше.
Перспектива со знаком «минус»
Не взирая на все эти меры, вице-премьеру все же пришлось признать, что снизить цены через сокращение акцизных аппетитов уже не получится. Сейчас правительство рассчитывает на то, что ситуация на рынке хотя бы стабилизируется и будет установлен своего рода паритет между биржевыми и экспортными ценами. Не исключено, что даже в этом случае правительству дополнительно придется пойти на новые меры и в очередной раз предложить поддержку нефтяникам. К примеру, может быть введена система так называемых «плавающих» акцизов. Она предполагает снижение сборов с нефтеперерабатывающей отрасли при достижении определенного порога цен на нефть. Обсуждаются властями и более жесткие меры, к примеру, резкое повышение экспортных пошлин или ограничение объемов экспорта. Впрочем, такими методами лучше не увлекаться, ибо чреваты они последствиями в пример Венесуэлы. Да и предстоящий налоговый маневр никак не укладывается в общую канву подобных процессов, ведь он, напротив, должен принести снижение экспортных пошлин.
Оснований для паники, ни в правительстве, ни в отраслевой среде, ни в среде потребительской, пока нет. Инфляция, конечно, продолжает уверенный рост, но сегодня она все еще удерживается в пределах ниже целевых значений федерального регулятора, а рост цен на топливо прибавит не более 0,2-0,3% к общим темпам роста потребительских цен. К слову, и сами цены на бензин в стране пока еще можно считать относительно невысокими в сравнении со средними ценами по миру. Как бы там ни было, но ценники на российских АЗС уверенно приближаются к психологической отметке в 50 рублей, и эта отметка с большой долей вероятности будет преодолена уже этим летом. И если кабин не выработает инструменты для регулирования отрасли, то цены могут войти в пике и продолжить рост, вот только уже в неконтролируемом режиме.