18+
  1. Бензин: экспорт порождает дефицит

Бензин: экспорт порождает дефицит

Бензин: экспорт порождает дефицит
В Алтайском крае, Мурманской, Белгородской и Брянской областях, а также в Красноярском крае крупные НК, имеющие свои АЗС, в последние дни отпускают топливо только по топливным картам, а частные бензоколонки подняли цены.

В последние дни в некоторых российских регионах появился дефицит бензина. Аналитики утверждают, что виной всему – значительное увеличение экспорта моторного топлива российскими нефтяными компаниями, которые таким своеобразным образом отреагировали на февральский призыв премьер-министра РФ Владимира Путина, заявившего тогда о необходимости сдерживать и даже снижать топливные цены, после чего ФАС начала «третью волну» расследований.

В Алтайском крае, Мурманской, Белгородской и Брянской областях, а также в Красноярском крае крупные НК, имеющие свои АЗС, в последние дни отпускают топливо только по топливным картам, а частные бензоколонки подняли цены. Если и лучше ситуация в Ленинградской и Новосибирской областях, а также в Московском регионе, где бензин и дизельное топливо отпускаются пока без ограничений, то ненамного. Федеральная антимонопольная служба в связи с этим уже забила тревогу, а региональные управления ФАС начали проводить расследования.

В частности, как сообщает РИА «Новости», проверку по факту начавшегося в регионе бензинового кризиса начало проводить Алтайское управление ФАС, обратившее внимание на то, что автомобилисты, начиная с 23 апреля, могут заправлять свой личный транспорт в ограниченных объемах только при наличии дисконтных карт «Роснефти» или «Газпром нефти».

На одну машину на АЗС этих нефтяных компаний в Алтайском крае отпускается только 20 литров бензина, при этом воспользоваться такой возможностью могут только владельцы дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива вообще приостановлена. Такая ситуация на региональном рынке моторного топлива наблюдается уже четвертый день.

Мало того, так цены на бензин еще и значительно выросли. Так, по данным ИТАР-ТАСС, на отдельных автозаправках Алтайского края литр бензина Аи-92 стоит уже 27 рублей, на других АЗС его цена если и меньше, то ненамного.

Как сообщили РИА «Новости» в краевом управлении антимонопольной службы, в ведомство поступают многочисленные обращения граждан и муниципальных органов власти, из которых следует, что с 23 апреля у автовладельцев возникают проблемы с заправкой автомобилей из-за отсутствия бензина на АЗС Барнаула, Бийска, Рубцовска, Славгорода, Ярового, Тальменского, Благовещенского и Тюменцевского районов.

Если в ближайшие дни ситуация в Алтайском крае не разрешится, то, по прогнозам частных операторов, отмечает NEWSru.com, простых покупателей либо ждет рост топливных цен на 4-5 рублей, либо очереди на АЗС.

В связи с дефицитом топлива в Алтайском крае сложная ситуация возникла и в соседней Новосибирской области. Об этом сообщил руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.

В Российском топливном союзе, отмечает «Газета.Ru», считают, что дефицит бензина в Алтайском крае связан с тем, что крупные компании-поставщики из-за ценовых ограничений, введенных ФАС, увеличили экспорт за счет предназначенной для внутреннего рынка нефти. Таким образом они решили увеличить прибыль.

«Мы встречались с главой ФАС Игорем Артемьевым по поводу ситуации на Алтае, – рассказал изданию исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – Объективная реальность такова: большая часть АЗС края выполняет только ранее оплаченные обязательства перед госструктурами (ЖКХ, полицией и т. д.), обычным потребителям продавать нечего. Это связано с тем, что из-за более низкой доходности внутреннего рынка «Роснефть» и «Газпром нефть» перенаправили поставки на экспорт, а Алтаю топлива уже не хватает».

О том, что не только в Алтайском крае, но и в ряде других регионов России нефтяные компании увлеклись экспортом бензина и дизельного топлива, решив подобным образом увеличить прибыль, которая снизилась после февральского заявления премьер-министра РФ Владимира Путина о необходимости сдерживания и даже снижения цен на моторное топливо, и последовавшими за этим действиями ФАС, свидетельствует и статистика.

Как отмечает «Интерфакс», ссылаясь на данные Минэнерго РФ, в I квартале 2010 года на внутренний рынок было отгружено 7,46 млн. тонн автобензина, а за аналогичный период 2011 года - 7 млн. тонн (на 6,2% меньше). В то же время, если экспорт автобензина в I квартале 2010 года составлял 1,2 млн. тонн, то в I квартале 2011 года он достиг 1,8 млн. тонн. Увеличение объемов экспорта составило 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в I квартале 2011 года.

Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в I квартале 2011 года выросли на 4,1% - до 7,43 млн. тонн. При этом экспорт дизельного топлива за I квартал вырос на 2,7% - до 10,39 млн. тонн.

Статистика по отгрузкам автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок и экспорт отражает первичные продажи с НПЗ. Учитывая, что в течение третьей декады февраля и весь март экспорт автобензина и летнего ДТ был стабильно более прибыльным по сравнению с их продажей на внутреннем рынке, крупные трейдеры, закупавшие топлива у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), имели возможность экспортировать нефтепродукты, извлекая из этих операций прибыль, отмечает «Интерфакс».

В сложившейся ситуации независимые оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными проблемами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке, констатируют эксперты.