Бензиновую удавку ослабили на копейку

Нефтяники и правительство не сдержали данное россиянам обещание понизить стоимость бензина до 17 рублей за литр. Росстат хоть и рапортует о снижении розничных цен на АЗС, однако в условиях мирового падения цен на нефть счет пока идет на копейки.

После очередного исторического максимума в июне 2008-го ($140,39 за баррель), стоимость «черного золота» сейчас упала до $44 за баррель. Казалось бы, на радость автомобилистам настало время сменить и ценники на заправках. Но российская розница, похоже, как обычно, предпочитает делать очень-очень мелкие шажочки вниз.

Как заявили «Веку» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) – цены на бензин будут понижаться и дальше, однако, сейчас никто не в состоянии дать конкретный прогноз: когда и насколько.

С одной стороны розничные цены на автомобильное топливо в России продолжают верно, но очень уж медленно снижаться. За первую половину января бензин марки АИ-98 подешевел на 1,8%, АИ-95 - на 1,8%, АИ-92 - на 2,3%, АИ-80 - на 1,4%, дизтопливо упало в цене более чем на 1,2%. Средние розничные цены в Московской области на 15 января составили: АИ-98 - 24,56 рублей за 1 литр, АИ-95 - 21,31 рублей, АИ-92 - 19,26 рублей, АИ-80 - 16,47 рублей, и 19,86 рублей - за 1 литр дизтоплива.

Реклама на веке

Вместе с тем, и на мировых рынках происходит новое снижение цен на нефть: в сравнении с июньским максимумом, достигшим уровня $140,39 баррель, цены нынче упали более чем втрое. В то же время стоимость бензина на российских АЗС, однако, с летнего ценового апогея снизились, считай, на копейки. Даже, несмотря на мировые тенденции.

Так, цена мартовских фьючерсов на смесь марки Brent в Лондоне снизилась на $2,77 — до $43,80 за баррель. Американская легкая нефть подешевела на $2,62 - до $34,53 за баррель. Однако новые колебания на нефтяном рынке весьма слабо отразились на розничных топливных ценах в России.

Эксперты объясняют это тем, что снижение цен на мировом оптовом рынке, в силу объективных причин, «дойдут» до розницы только через месяц-полтора. Нефтяники, несущие большие убытки от очередного падения цен на нефть, попросту компенсируют убытки за счет цен на российских заправках.

«Такой разрыв в показателях можно объяснить сразу несколькими факторами: продавцы работают еще на старых закупках, розница всегда снижает цены медленнее, чем оптовики, а некоторые продавцы хотят как можно дольше держать завышенные цены», - отметил вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, выступавший не так давно на заседании думского комитета.

Однако экономисты считают, что все гораздо сложнее. «В свое время правительство просило нефтяные компании сдерживать цены на бензин. Теперь розничные сети говорят: «Вот вы нас тогда попросили их сдерживать, а теперь дайте заработать» - то есть тут действует определенная договоренность. Схема действует постепенная - пока правительство почувствует социальное недовольство, пока соберет нефтяников, пока они договорятся - пройдет время. Такова уж наша национальная особенность», - сообщил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Однако напомним, что еще в середине декабря Российский топливный союз уверенно заявил – в январе 2009 года цены на бензин существенно снизятся. РТС прогнозировал падение цен на топливо марки Аи-92 с примерно 21 рублей до 16-17 рублей за литр.

Предновогодние обещания чиновников и нефтяников, как видим, не сбылись. В то же время глава правительства Владимир Путин объясняет – за счет розницы нефтяники пытаются сохранить свои доходы. Хотя, по словам премьер-министра, правительство уже облегчило жизнь нефтяных компаний. Так, например, снижена экспортная пошлина на «черное золото»: с января она составляет $119,1 за тонну, действует новая «цена отсечения» - раньше необлагаемый налогом минимум для нефтяников составлял $9 за баррель, а с 1 января он увеличился до $15.

Еще в конце прошлого года руководители ФАС сетовали на то, что нефтяники постоянно находят причины, чтобы не снижать цены, а также на непрозрачность самих НК.

«У нефтяных компаний не разделена добыча с переработкой, а переработка со сбытом, - сообщил глава ФАС Игорь Артемьев*. – Посредническое звено в этих условиях непрозрачности – полукриминальное! Оно играет огромную роль в поставках нефтепродуктов. И вот эта посредническая маржа на внутреннем рынке тоже большая. Компании прекрасно знают, кто эти посредники, они прекрасно понимают, кто на этом зарабатывает. Все это направлено против российского потребителя – эту систему нужно кардинально менять в целом», - негодует руководитель ФАС.

Эксперты уверены – только государство способно урегулировать ситуацию с ценами на бензин. «Более значительно бензин может подешеветь разве что при одном условии – появлении директивы со стороны ФАС, если государство вновь обратит внимание на рынок нефтепродуктов внутри страны», - считает начальник аналитического управления компании «Атон» Вячеслав Буньков.

Очевидно, что для ФАС действительно настал момент, когда нужно включаться во второй раунд борьбы с упрямыми нефтяниками и вновь штрафовать ряд НК. Напомним, самые крупные штрафы были наложены на ТНК-ВР и «Газпром нефть» - более 1 миллиарда рублей за использование доминирующего положения на рынке нефтепродуктов.. Но, как видим, помогло это слабо. Впрочем, как заявил «Веку» представитель ФАС – не исключено, что антимонопольщики и далее будет заводить административные дела и увеличивать штрафы.

«После вынесения предупреждений ряд нефтяных компаний уже снизили цены. ФАС будет держать ситуацию на контроле и, в случае дальнейших нарушений, возможно возбуждение новых дел, в том числе, с учетом ранних нарушений и, соответственно, с увеличением суммы штрафа. Вообще, мы ожидаем дальнейшего понижения розничных цен, но прогнозы и конкретные цифры давать достаточно сложно. По регионам цены разные, это зависит, например, от того, есть ли там производитель. Цену бензина по стране определяет поведение компаний на рынке. Нужно следить за мониторингом цен, который проводится постоянно», - сообщил «Веку» сотрудник пресс-службы ФАС Сергей Носкович.

Примечательно, что даже сами эксперты противоречат друг другу: в РТС, например, полагают, что причина высоких цен на бензин кроется в существенной монополизации российского рынка, то есть в отсутствии конкуренции, при которой компании боролись бы за потребителя. В ФАС, напротив, уверены: в регионе, где работает 1 компания – снизить цены проще и безболезненней. В то время как, скажем, в столице при бурной конкуренции ведущих НК никто не желает демпинговать.

Впрочем, представители государства крайне болезненно относятся к пессимистичным прогнозам относительно динамики снижения цен на бензин. Так, месяц назад ФАС вынесла предупреждение президенту Союза нефтегазопромышленников Геннадию Шмалю, который «рискнул» предположить, что большего снижения, чем на рубль, российским автовладельцам ожидать не следует, а то и вовсе – с начала года цены на заправках поползут вверх. Антимонопольщики сочли подобные прогнозы противоправными, «поскольку они дают сигнал нефтяным компаниям к соответствующим коллективным действиям на рынке».

Пока же российский потребитель чувствует на себе именно эти самые «коллективные» действия нефтяников. А вот у наших властей, похоже, не все так хорошо со слаженностью. В той же Америке, живущей за счет импорта нефти, цены на бензин ощутимо ниже: в пересчете на российскую валюту его цена сегодня составляет в среднем 14,4 рубля за литр.

*
Игорь Артемьев внесен Минюстом в реестр иностранных агентов
Реклама на веке
Набиуллина придумала, как не допустить ценового всплеска Медведев обратил свои взоры на пожилых и бюджетников