Министерство образования отрицает такие данные, родители маленьких цыган не хотят отказываться от социальных выплат за инвалидов, а исследователи не могут скрыть возмущения.
Доклад о том, что цыганские дети в умственном развитии ничем не уступают сверстникам других этнических групп, представили в Ягеллонском университете. Психологи университета провели диагностирования 77 учащихся специальных и общих школ в Малопольском и Опольском воеводстве, а также в школах Силезии.
По словам психологов, результаты проведенного исследования шокируют: 52% учеников, которых относили к группе детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, продемонстрировали полностью нормальный функциональный уровень развития. Они отличались от своих сверстников только меньшим словарным запасом и культурными особенностями.
"Это просто возмутительно. Результаты исследований просто поражают", - прокомментировала депутат Европарламента Данута Петрашевська, вице-президент парламентского комитета по вопросам национальных и этнических меньшинств.
Почему так много цыганских детей относят к ученикам с психическими и интеллектуальными расстройствами? По данным исследователей из университета это происходит из-за того, что психологи диагностируют детей на основе тестов интеллекта Векслера, но большинство детей не говорят свободно на польском языке, поэтому их трактуют как умственно отсталых.
В проблеме высокого уровня инвалидности цыганских детей также скрывается и другая причина: часто расстройства у детей подтверждают сами родители, ведь при этом они могут получать социальную помощь на инвалидов ребенка.
Министерство защищается от обвинений психологов из Университета: в исследовании опросили лишь 3% цыганских детей, которые учатся в польских школах. Представители власти отмечают, что "рискованно проводить исследования общих интеллектуальных способностей на основе тестового метода".
В 2008 году министерство уже проводило похожее исследование. Тогда оказалось, что на 20 цыганских детей приходится трое инвалидов.