Финансовый регулятор направил кредитным организациям письмо, завизированной заместителем председателя Дмитрием Скобелкиным, в котором говорится о массовом использовании мошенниками схемы, при которой они звонят жертвам с номеров, имитирующих банковские, узнают конфиденциальную информацию и похищают деньги со счетов. Дабы упредить подобные действия аферистов, Центробанк просит до 30 мая сообщить телефонные номера, которые та или иная кредитная организация использует для общения с клиентами.
Также банкам предлагается ввести дополнительный код для идентификации клиентов, если инициаторами звонка выступают последние. Это необходимо для исключения другой мошеннической схемы, при которой они звонят в банк якобы с номера клиента, получают сведения о состоянии его счета и последних транзакциях, а затем уже от имени банка связываются с гражданином и используют банковскую информацию для большей убедительности общения.
В беседе с «КоммерсантЪ» в Банке России рассказали, что предварительные договоренности о пресечении схемы с подменой номеров уже достигнуты с сотовыми операторами и Минкомсвязью. В последнем ведомстве уточняют, что к работе также привлекут МВД и Роскомнадзор. Начальник отдела по противодействию мошенничеству «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов отмечает, замысел Центробанка логичен – операторы будут автоматически блокировать попытки абонентов подменить истинный номер на внесенный в список.
Большая часть банкиров полагают, что механизм себя оправдает. Во «Внешторгбанке» и «Райффайзенбанке» уверяют, что общаются с клиентами только с публичных номеров. Операторы связи единой позиции не выработали. Если в МТС уверяют, что противодействие подмене банковских номеров не вызовет технических затруднений, главное – оперативно добавлять номера кредитных организаций в базу данных, то в «Билайне» настаивают, что анонсированные меры потребуют введения новых комплексных технологий. Глава аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов считает, что запрет на подмену реальных номеров абонентов на банковские проблему телефонного мошенничества решит только частично, а более фундаментальные меры могут быть выработаны в процессе диалога Центробанка с финучреждениями.