Цены на бензин стремятся к экспортному паритету

Оптовые цены на бензин и дизельное топливо этой зимой изменили привычной сезонной динамике. Вместо традиционного резкого снижения с начала ноября цены стабилизировались — на бирже СПбМТСБ бензин АИ-95 стоит около 40,5 тыс. руб. за тонну, что соответствует уровню конца мая и всего на 3 тыс. руб. ниже абсолютных летних максимумов.

В то же время в 2015 году июльские и декабрьские цены превышали 10 тыс. руб. за тонну. Между тем, в этом году цены на зимнее дизтопливо (ДТЗ) на бирже достигли исторических максимумов (порядка 39,5 тыс. руб. за тонну), что обусловлено холодной зимой. В розничной продаже рост пока не так ощутим. Согласно данным Росстата, за неделю до 18 декабря стоимость бензина в среднем по стране увеличилась на 3 коп., до 36,31 руб. за литр, цены на ДТ выросли на 28 коп., до 36,63 руб. за литр.

По мнению главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, сейчас на рынке наблюдается нехарактерный для декабря рост цен на оптовом рынке: компании продают январские объемы топлива, что обусловлено главным образом изменением налогов в новом году. По его словам, рост НДПИ по нефти в рамках налогового маневра в отрасли планировалось компенсировать снижением акцизов на нефтепродукты, однако в результате ставки акцизов остались на прежнем уровне, а на дизтопливо и вовсе возросли.

В независимом агентстве «Аналитика товарных рынков» отметили, что экспортная пошлина на бензин с января будет снижена почти вдвое, а акцизы останутся на прежнем уровне, что существенно повышает привлекательность экспорта топлива. Эксперты считают, что в первые месяцы нового года цены на бензин и дизтопливо будут стремиться к экспортному паритету, что будет означать их рост на 3-4 тыс. руб. за тонну от нынешних значений.

Реклама на веке

По словам участников рынка, нефтекомпании уже начали закладывать высокий экспортный паритет в цены, готовясь к экспорту топлива в январе. Они отмечают, что акцизы фактически были повышены, а теперь растет и цена на нефть, при этом рубль не успевает укрепляться с той же скоростью, с какой растут цены на «черное золото». Таким образом, констатируют источники, ситуация для внутреннего рынка складывается тревожная.

Другой источник добавляет, что стремительный рост цен на ДТЗ отчасти связан и с переходом на стандарт «Евро-5» — теперь его нельзя получить простым смешиванием летнего дизтоплива с авиакеросином ТС, поскольку смесь не соответствует новому стандарту по содержанию серы. Чтобы получить ДТЗ, соответствующее нормам «Евро-5», необходимо использовать либо марку РТ, либо низкосернистый технический керосин, а их производится меньше, что создает определенный дефицит ДТЗ на фоне низких температур, поясняет он.

Между тем, в ФАС заявили, что ведомство в плановом режиме осуществляет мониторинг ситуации на топливном рынке. Там не ожидают существенного роста цен в начале года, равно как и значительного увеличения объемов экспорта бензина.

Несмотря на низкий спрос зимой избытка сырья, как это обычно бывает на рыке бензина, в первом квартале 2017 года не будет из-за продолжительного ремонта на Московском НПЗ «Газпром нефти». Как отмечают участники рынка, если ФАС возьмется за жесткое ограничение цен на внутреннем рынке в условиях, когда выгоднее экспортировать топливо, это может стать причиной недопоставок. Если в подобной ситуации будут введены ограничения на экспорт, пусть даже неформальные, возникшая паника может привести к полноценному кризису, добавляют они. Впрочем, резкого роста цен на топливо ФАС тоже не может допустить, а потому при крайне неблагоприятном стечении обстоятельств регулятор будет вынужден искать баланс.

Ранее в декабре глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов спрогнозировал рост цен на топливо в рознице на протяжении 2017 года на 8-12%. По его словам, рост цен будет проходить в несколько этапов, поскольку одномоментно ни «ЛУКОЙЛ», ни другие участники рынка не рискнут столь существенно увеличить финансовую нагрузку на клиентов. Предпосылкой для повышения цен Алекперов назвал ранее одобренное повышение акцизов.

В то время как в ФАС заявление Алекперова раскритиковали и заявили о намерении вынести ему предостережение, участники рынка с мнением главы «ЛУКОЙЛа» по большей части согласны. Они считают подобный сценарий вполне правдоподобным при условии, что нефть пойдет в рост на мировом рынке.

Напомним, что в нынешнем году размер акцизных сборов был увеличен в январе и апреле. В результате сбор с бензина увеличился на 45%, а с солярки – на 35%, причем второе повышение носило внеплановый характер.

Реклама на веке
Российский биатлон жив. До 29 декабря Слушания по правилам застройки‍ прошли без москвичей