В республике внутренние поставщики получают 89,4% от общего числа контрактов. Как результат, в регионе осталось 90,5% от общей суммы госкронтрактов. Отмечается, что Чечня остается лидером рейтинга уже второй год. До этого его возглавлял Татарстан, который сейчас переместился на вторую строчку. В РТ 85,4% контрактов выполняют местные подрядчики. По сумме контрактов Татарстан оказался третьим (85,7%), пропустив вперед Карачаево-Черкессию (отдает своим поставщикам 86,1% от суммы контрактов). Также лидерами в рейтиге протекционизма госзакупок оказались Дагестан, Ингушетия, Омская и Воронежская области.
Лишь в восьми регионах доля контрактов с местными исполнителями оказалась менее 50%. Чаще всего подрядчиков «со стороны» привлекали Ленинградская область и Ненецкий автономный округ (31,8% и 7,1% от общего числа контрактов соответственно).
Как отмечают СП, высокая доля «внутренних» контрактов является абсолютно нормальным явлением для регионов, имеющих развитую экономику и развитую сеть поставщиков. Что же до субъектов, существующих за счет федеральных субсидий, подобный протекционизм может указывать на отсутствие конкуренции и «избыточность» механизмов протекционизма, добавляют аналитики.
Региональные власти можно только похвалить: отдавая большую часть госзаказа своим поставщикам, они заботятся о доходах своего региона, поскольку местная компания заплатит налоги в местный бюджет, отмечается в документе.
По мнению составителей рейтинга, такая ситуация с контрактной системой требует внимательного изучения. В этом году Счетная палата намерена проводить не только традиционный мониторинг данной сферы, но также организовать ряд мероприятий по конкретным направлениям закупок.
Счетная палата с 2014 года формирует рейтинг регионального протекционизма. Для его составления аудиторы СП анализируют контракты по 44-му федеральному закону. Составители подсчитывают доли контрактов между поставщиками и заказчиками из одного региона из суммарного количества заключенных там договоров.
Ранее Счетная палата указывала на низкую конкуренцию в госзакупках. Согласно выводам ведомства, в среднем в 2014-2018 годах на один лот подавалось лишь три заявки.
Кроме того, в ведомстве указывали на непрозрачность закупок в государственных ведомствах. Самые непрозрачные госзакупки проводят Росалкогольрегулирование, Минэнерго, Росавтодор и Росрыболовство.
Отмечалось, что из-за низкой конкуренции госбюджет потерял на закупках 86,5 млрд. рублей. Такую же сумму можно было бы сэкономить, если бы в несостоявшихся закупках была конкуренция – участие принимало бы несколько компаний. Размер упущенной выгоды составители рейтинга оценили на основе среднерыночного размера дисконта при совершении закупок.
К марту 2020 года Минфин подготовит поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В Госдуме отметили, что готовы рассмотреть предложение Минфина уже в весеннюю сессию.
Поручение упростить госзакупки поступило от главы правительства Михаила Мишустина. Премьер обратился к главе Минфина Антону Силуанову с критикой закупочного законодательства. Поводом послужили выводы Счетной палаты о неэффективном расходовании бюджета.