Сорвала ли Калуга нацпроект по ремонту дорог?

Накануне своей отставки губернатор Калужской области Анатолий Артамонов сообщил о том, что в 2019 году Калужская область в 1,6 раза превысила плановый показатель нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Почему же тогда последние семь лет ремонт калужских дорог сопровождался непрерывными скандалами?

Вступая перед Заксобранием Калужской области накануне своей отставки, губернатор Анатолий Артамонов особое внимание уделил выполнению нацпроектов. В частности, губернатор сообщил о том, что в 2019 году Калужская область в 1,6 раза превысила плановый показатель национального проекта БКАД. «В трех городах и 12 районах области при плановом показателе 142 км фактически отремонтировано 66 дорожных объектов протяженностью 240 км», – заявил Артамонов. Но при этом еще в ноябре 2019 года тот же самый Артамонов не только признавал, что БКАД находится на грани срыва, но и грозил уволить «пинком под зад». Несмотря на то, что подрядчики все лето заверяли чиновников и общественность, что работы будут завершены к 1 сентября, потом сроки пришлось продлять до 1 декабря, а потом и до конца года. Ситуация была настолько напряженной, что Артамонов был вынужден извиняться перед жителями области: «Я, кстати, хотел попросить извинения у жителей областного центра за те безобразия, которые произошли в результате неумелой организации этих работ городскими специалистами».

Как утверждает ТГ-канал «ПроходяМиМо», за этим резким заявлением Артамонова стояли серьезные региональные конфликты. После визита в Калугу вице-премьера Максима Акимова, который остро критиковал ситуацию с БКАД, Артамонов потребовал от мэра Калуги немедленно уволить его заместителя Алексея Волкова, который и был куратором этого нацпроекта в городе. Волков сначала согласился, а потом отказался уходить. А уже сегодня в соцсетях появилась информация о том, что 4 октября губернатор постановлением №455 наградил указанного господина Алексея Волкова юбилейной медалью Калужской области - «75 лет Калужской области». Но уже в ноябре губернатор прозрачно намекнул на роль Волкова в дорожном кризисе: «Люди, которые организовывали эту работу, не поощрения должны получать, не награды, а пинком под зад!»

Тут важно отметить, что хотя формально кризис был ликвидирован, показатели по БКАД выполнены и перевыполнены, но именно Артамонов покинул регион, а Волков спокойно продолжает работать в мэрии. Мы решили попытаться разобраться в истории вопроса и понять: как все-таки получилось так, что последнее время Калуга все чаще звучала в федеральной повестке именно в связи с дорожными скандалами.

Реклама на веке

Впервые информация о возможном срыве нацпроекта БКАД в Калуге прозвучала в начале сентября прошлого года. Тогда калужский активист Вячеслав Горбатин опубликовал статью, в которой сообщил, что генеральный подрядчик ООО «Липецк Дорога» отказался от дальнейшего выполнения двух муниципальных контрактов общей стоимостью около 0,5 млрд. рублей. Согласно условиям этих контактов, до 1 сентября 2019 года необходимо было завершить ремонтные работы на 27 дорогах в Калуге. Весной и городские власти, и сами подрядчики заверяли, что работы идут в плановом режиме. Но уже в июле СМИ и социальные сети разразились публикациями о плохом качестве, отвратительной организации и низких темпах этих работ. В частности, сообщалось, что большинство попавших в национальный проект городских дорог находилось в состоянии разрытия, в ямах от неаккуратной фрезеровки, с торчащими и по большей части незакрытыми люками. Информацией заинтересовался Следственный комитет, Горбатин был вызван на беседу по факту своих публикаций.

Хотя еще 26 августа первый заместитель мэра Алексей Волков и куратор БКАД отчитался о плановых темпах работ, уже 1 сентября (ровно в дату запланированного завершения ремонта дорог) ООО «Липецк Дорога» обнародовало заявление «о нарушении законности при реализации муниципальных контрактов и выявлении признаков коррупции», которое было направлено в ФСБ, Генпрокуратуру и СКР. В этом заявлении компания «Липецк Дорога» поясняет, почему вышла из проекта.

В марте 2019 года ООО «Липецк Дорога» выиграло тендер в рамках БКАД и уже в апреле подписало 2 муниципальных контракта. В качестве одного из субподрядчиков «Липецк Дорога» взяла ООО «Торговый дом ТСС». Эту компанию, как говорится в заявлении, настоятельно рекомендовали городские чиновники. Но с апреля все средства в рамках контрактов перечислялись на счета «Торгового дома ТСС», а «Липец Дорога» не получила за выполненные работы ни копейки. Неоднократные попытки ООО «Липецк Дорога» получить причитающиеся ему деньги успеха не имели. Более того, на определенных муниципальными контрактами с ООО «Липецк Дорога» объектах работы начали вести организации, с которыми подрядчик договоров субподряда не заключал. В итоге 14 августа 2019 года ООО «Липецк Дорога» исполнение контракта приостановило, а 19 августа инженерно-технический персонал компании покинул Калугу, как сказано в заявлении, «по причине… реального опасения за свою безопасность и безопасность своих семей». «Липец Дорога» в этом же заявлении назвала и того чиновника, который, по их мнению, виноват в сложившейся ситуации - руководитель муниципального казенного учреждения «Служба единого заказа городского хозяйства» Татьяна Бобкова.

В ответ мэр Калуги Дмитрий Разумовский поспешил обвинить во всех проблемах само ООО «Липецк Дорога» и заявил о намерении судиться с подрядчиком по факту срыва БКАД. Его заместитель Волков заявил, что все средства, которые выделялись из бюджета на оплату ремонта дорог, уходили строго под подпись представителей «Липец Дорога». Чиновник уверял, что инициатива разрыва контракта исходила от городских властей, у которых появились серьезные претензии к работе подрядчика.

Практически в тот же день на сайте госзакупок городские власти Калуги объявили новые аукционы на ремонт тех дорог, которые не успела доделать «Липецк Дорога». Стоимость одного контракта составила 228 млн. 397 тыс. рублей, второго – 167 млн. 883 тыс. рублей. Комментируя эти контракты, Волков пояснил журналистам, что уже было выплачено предыдущим подрядчикам около 116 млн. рублей, а на аукцион была выставлена сумма, которая осталась нереализованной. Отвечая на вопрос, почему в списке дорог на сайте госзакупок числятся и те, которые якобы были уже отремонтированы, Волков сообщил, что они требуют доработки и переделок. Больше всего вопросов у жителей Калуги вызвало утверждение Волкова, что новый подрядчик сможет завершить работы в течение 20 дней – с 10 сентября по 1 октября.

Как пояснили «Веку» источники из администрации города, цифры всей этой ситуации приблизительно таковы: всего на БКАД было предусмотрено 580 млн. рублей, уставный капитал «Липецк Дорога» - 10 тыс рублей. ООО «Липецк Дорога» неоднократно принимало участие в городских тендерах совместно с фирмами, которые принадлежали братьям Гегамянам. За 4,5 месяца работ было получено около 120 млн. рублей, которые выплачивались напрямую одной из компаний тех же Гегамянов – «Торговый дом ТСС». Даже после выхода «Липец Дорога» из проекта «Торговый дом ТСС» продолжал работы под видом содержания дорог. Когда городские власти объявили новый тендер на 500 млн. рублей, его выиграло ООО «БизнесКапитал». Наш источник отметил, что 840 млн. рублей, которые были потрачены на ремонт дорог, - это десятая часть бюджета региона.

Как пишет депутат городской Думы Калуги Владислав Сахарчук, БКАД благополучно завершен: «Общественной комиссией приняты все 27 дорог БКАД плюс 2 (Светлая и трасса Силикатный-Анненки) из планов 2020 года. Только две из них приняты без замечаний. Самый обширный список претензий - по улице Ленина. Все замечания должны быть устранены до июня 2020 года. Первоначальный подрядчик - «Липецк Дорога» пытается судиться, но, скорее всего, безрезультатно. Мавр в лице Алексея Волкова сделал свое дело и переброшен на другой, не менее ответственный фронт работ». Депутат убежден, что эта история никак не скажется на электоральной ситуации в 2020 году: «Горуправа выстояла. Выдержала беспрецедентный напор сетевой общественности, закончив нацпроект и не сдав ни одного из своих… Бурления фейсбука* практически не влияют на электоральную ситуацию, а выкрики ботов из ВК не конвертируются в голоса. Поэтому БКАД в 2020 году будет не самым главным фоном для предвыборной кампании. Итак, БКАД-2019 закончен, да здравствует БКАД-2020! Но разбираться с ним будет уже новый начальник управления городского хозяйства, который может появиться в городе уже на следующей неделе».

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Реклама на веке
Шведского книготорговца приговорили к 10 годам тюрьмы в Китае Светлана Радионова тучи разведет руками