Однако некоторые эксперты считают, что смена действующих лиц стала следствием проблем, которые в последнее время преследуют министра транспорта РФ Игоря Левитина.
Напомним, что Левитин пришел в правительство из бизнеса и до сих пор является одним из самых богатых министров. Он занял свое кресло вскоре после того, как правительство Касьянова было отправлено в отставку и занимаемое прежним главой Минтранса Сергеем Франком руководящее кресло освободилось.
Ранее нынешний министр трудился в компании «Северсталь-Транс», которая аффилирована со структурами Алексея Мордашова. Как утверждает политолог Белковский, «в свое время Левитин к Мордашову был направлен путинским окружением, когда тот захотел заручиться дополнительной поддержкой в борьбе против Дерипаски». Косвенно об этом свидетельствуют те факты, что все проблемы «Северстали», тогда странным образом разрешились: заглох иск экс-супруги Алексея Мордашова, которая требовала себе в качестве алиментов пакет акций «Северстали», провалилась попытка перехвата управления на Оленегорском ГОКе.Вместе с тем, «Северсталь-Транс», является хотя и слабым, но конкурентом ОАО «РЖД» на рынке грузовых перевозок.
Как известно, в настоящее время монополист создает Грузовую компанию, против чего выступает Левитин, который убежден: необходимо иметь несколько таких структур для поддержания здоровой конкуренции. Впрочем, о противостоянии Левитина и главы РЖД Владимира Якунина известно давно. Еще когда со своего поста уходил прежний руководитель этой структуры Геннадий Фадеев, многие считали, что его кресло может занять Левитин. Это не удивительно, ведь такой лакомый кусочек, как РЖД, может быть куда доходней министерского портфеля. Во-первых, это же 70% вагонного парка страны, который сейчас переходит в дочерние структуры монополиста. На РЖД, приходится более 80% рынка грузопассажирских перевозок в стране, вокруг которых сейчас идет успешный передел собственности. Во-вторых, при создании компании правительство оценило ее активы в 1,9 триллиона рублей, а по размеру выручки РЖД уступает лишь «Газпрому», РАО «ЕЭС России» и «ЛУКОЙЛу».
Не исключено, что, проиграв эту битву, Левитин затаил обиду на Якунина. Ведь ни одно заседание правительства, посвященное обсуждению работы железнодорожного транспорта, не обходится без критики Якунина со стороны министра. Понятно, что формально Левитин отстаивает позицию государства. Но, уж очень это все напоминает чье-то желание поучаствовать в переделе собственности РЖД.
Кстати, Левитин действительно может помнить плохое. Всем известно о прежнем противостоянии «Северстали» и структур Дерипаски. Заняв кресло министра, Левитин не упускал возможности покритиковать предприятие ГАЗ, которое принадлежит этому бизнесмену. Как-то дошло до того, что Нижегородская ассоциация промышленников, написала Михаилу Фрадкову письмо с просьбой оградить ГАЗ от нападок Левитина.
Однако, некоторые факты указывают на то, что сейчас кресло под самим Левитиным начало шататься. Возможно, это связано с тем, что министр слишком активно стал вмешивается в реформирование РЖД, и кому-то это не очень понравилось.
С удивительной периодичностью в СМИ стали появляться критические публикации о плохом состоянии дел в подведомственных Левитину отраслях. Сразу вспомнили о том, что самолеты у нас падают с подозрительной частотой. Это и катастрофа в Самаре, и аварии самолетов авиакомпаний 'Сибирь' и 'Пулково', в которых погибло почти 300 человек. Вспомнили и о состоянии дорог. Так, депутат Госдумы Виктор Лазуткин заявил что, «дорожная обстановка в России очень напряженная потому, что высока интенсивность потока автотранспорта, грузовых и пассажирских перевозок, а состояние дорог хуже некуда. На трассах — систематический «недоремонт». Лишь около 37 % трасс соответствуют нормативам, которые определены ГОСТом. И это на федеральных, самых важных трассах страны». Одним словом, припомнили все.
Сегодняшняя новость об отставке Юрчика, возможно, стала следствием подковерной борьбы. Ведь, как известно, Юрчик был человеком Левитина. А пришедший на его место Бачурин, бывший прежде топ-менеджером «Аэрофлота», может начать вскрывать недостатки прежнего руководства, а это может Левитину выйти боком. Примечателен и тот факт, что неожиданно ФАС выявила нарушения законодательства в работе Минтранса. Дело в том, что этим ведомством были разработаны рекомендации, которые предусматривали возможность заключения органами власти договора ОСАГО без проведения открытого конкурса. А «Коммерсант», намекнул на то, что министерство таким образом лоббировало интересы «Росгосстраха», «Страхового дома ВСК» (ВСК) и «Альфа-Страхования». В ведомстве Левитина же сказали, что это были только рекомендации, и не более того. Но мы то знаем, что для чиновников рекомендация, порой, может быть важнее приказа.
Происходящее ныне вокруг Левитина заставляет предположить, что вокруг него начали сгущаться тучи. А при той бурной активности, которую сейчас проявляет Генпрокуратура, будет неудивительно, что она займется проверками в подчиненных Минтрансу структурах. Впрочем, в том, что происходит, ничего удивительного нет. Сейчас кто-то явно хочет «уйти» Зурабова, различные скандалы сопровождают Министерство образования и науки, возглавляемое Фурсенко. Так что, Левитин может стать только следующим.