На автозаправочных станциях, расположенных ближе к центру Москвы, или на оживленных трассах столицы цена 92-го доходит до 18 руб. за литр. И это не предел, полагают эксперты. Через пять-шесть месяцев цены на автомобильное топливо могут перевалить за психологический барьер в 20 руб., что приведет к непредсказуемым последствиям. Такого же мнения придерживается и председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, который на вчерашней пресс-конференции в Москве заявил, что если топливные цены приблизятся к отметке 20-21 руб. за литр, в стране не исключено наступление кризиса. По его оценкам, удорожание бензина до этого уровня может произойти через полгода, когда мировые цены на нефть достигнут отметки в 75 долларов за баррель.
Нынешнее же заметное повышение стоимости автомобильного топлива объясняется тем, что недавно завершился срок девятимесячного ценового моратория, который по требованию российского правительства объявили крупные отечественные нефтеперерабатывающие компании и НПЗ. Именно поэтому в первом полугодии 2006 г. повышение розничных цен на автомобильное топливо составило всего 2,5%, в то время как оптовые цены выросли на 18%.
Последнее обстоятельство, по мнению Юрия Шафраника, как раз и может вызвать дальнейшее повышение цен. Удорожание бензина неизбежно приведет к дальнейшему падению объемов его потребления, которое сегодня и так находится на крайне низком уровне. Мало того, как подчеркнул глава Союза нефтегазопромышленников России, сегодня в стране наблюдается значительный разрыв между низким объемом внутреннего потребления нефтепродуктов и высоким объемом экспорта нефти.
Как сообщает РБК, для предотвращения кризиса, по мнению Юрия Шафраника, необходимо привлекать прямые инвестиции в прямые проекты. Мы не оживляем реальный сектор, не реализуем проекты, почиваем на лаврах и это плохо, - заявил он. Одним из инструментов, по его мнению, могло бы стать создание в России биржи оборудования, которая могла бы помочь в преодолении кризиса технологического отставания, наблюдающегося в стране с 1970-х годов.
Кроме того, требует развития нефтепереработка, ощущается острая необходимость повышения эффективности использования недр, улучшения налоговой системы. При этом дифференциацию налогообложения, по мнению Юрия Шафраника, целесообразно проводить только параллельно с принятием технических регламентов. Следует отметить, что нынешним и грядущим повышением цен на автомобильное топливо обеспокоены и некоторые государственные структуры. Для того, чтобы ослабить воздействие на рядовых граждан и экономику страны в целом ценового бензинового пресса, на днях Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифному регулированию приняла решение рекомендовать правительству отменить импортную 5-процентную пошлину на ввоз в Россию бензина марок А92 и А95.
Такая отмена необходима для создания равных условий для отечественных и зарубежных производителей топлива и направлена на сдерживание роста бензиновых цен. Заметим, что любой скачок цен на автомобильное топливо неизбежно приводит к повышению индекса потребительских цен на продукты питания и непродовольственные товары, поскольку транспортные расходы в их стоимости заложены обязательно. По прошествии августа мы обязательно узнаем, насколько процентов бензиновый пистолет АЗС раскрутил инфляционные процессы в стране. Но будет ли от этих знаний легче гражданам России?