Через полгода в России может начаться кризис?

Рост цен на бензин в последний месяц ощущает на своем семейном бюджете едва ли не каждый российский автовладелец. На АЗС, принадлежащей Московской топливной компании еще недавно бензин марки А92 стоил 16,8 руб. за литр, затем цены повысились до 17 руб., сегодня же его продают по 17,15 руб. за литр.

На автозаправочных станциях, расположенных ближе к центру Москвы, или на оживленных трассах столицы цена 92-го доходит до 18 руб. за литр. И это не предел, полагают эксперты. Через пять-шесть месяцев цены на автомобильное топливо могут перевалить за психологический барьер в 20 руб., что приведет к непредсказуемым последствиям. Такого же мнения придерживается и председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, который на вчерашней пресс-конференции в Москве заявил, что если топливные цены приблизятся к отметке 20-21 руб. за литр, в стране не исключено наступление кризиса. По его оценкам, удорожание бензина до этого уровня может произойти через полгода, когда мировые цены на нефть достигнут отметки в 75 долларов за баррель.

Нынешнее же заметное повышение стоимости автомобильного топлива объясняется тем, что недавно завершился срок девятимесячного ценового моратория, который по требованию российского правительства объявили крупные отечественные нефтеперерабатывающие компании и НПЗ. Именно поэтому в первом полугодии 2006 г. повышение розничных цен на автомобильное топливо составило всего 2,5%, в то время как оптовые цены выросли на 18%.

Последнее обстоятельство, по мнению Юрия Шафраника, как раз и может вызвать дальнейшее повышение цен. Удорожание бензина неизбежно приведет к дальнейшему падению объемов его потребления, которое сегодня и так находится на крайне низком уровне. Мало того, как подчеркнул глава Союза нефтегазопромышленников России, сегодня в стране наблюдается значительный разрыв между низким объемом внутреннего потребления нефтепродуктов и высоким объемом экспорта нефти.

Реклама на веке

Как сообщает РБК, для предотвращения кризиса, по мнению Юрия Шафраника, необходимо привлекать прямые инвестиции в прямые проекты. Мы не оживляем реальный сектор, не реализуем проекты, почиваем на лаврах и это плохо, - заявил он. Одним из инструментов, по его мнению, могло бы стать создание в России биржи оборудования, которая могла бы помочь в преодолении кризиса технологического отставания, наблюдающегося в стране с 1970-х годов.

Кроме того, требует развития нефтепереработка, ощущается острая необходимость повышения эффективности использования недр, улучшения налоговой системы. При этом дифференциацию налогообложения, по мнению Юрия Шафраника, целесообразно проводить только параллельно с принятием технических регламентов. Следует отметить, что нынешним и грядущим повышением цен на автомобильное топливо обеспокоены и некоторые государственные структуры. Для того, чтобы ослабить воздействие на рядовых граждан и экономику страны в целом ценового бензинового пресса, на днях Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифному регулированию приняла решение рекомендовать правительству отменить импортную 5-процентную пошлину на ввоз в Россию бензина марок А92 и А95.

Такая отмена необходима для создания равных условий для отечественных и зарубежных производителей топлива и направлена на сдерживание роста бензиновых цен. Заметим, что любой скачок цен на автомобильное топливо неизбежно приводит к повышению индекса потребительских цен на продукты питания и непродовольственные товары, поскольку транспортные расходы в их стоимости заложены обязательно. По прошествии августа мы обязательно узнаем, насколько процентов бензиновый пистолет АЗС раскрутил инфляционные процессы в стране. Но будет ли от этих знаний легче гражданам России?

Реклама на веке
ФАС пойдет по магазинам За инновации ответят головой