По мнению ряда экспертов, это маленький комариный укус для сети магазинов, контролируемой Евгением Чичваркиным*. Ведь годовой оборот этой компании составляет $4,62 млрд. Впрочем, именно благодаря такому виду не отягощенной интеллектом рекламы, а также жесткими условиями, в которые ставятся поставщики продукции и услуг, империя бизнесмена продолжает развиваться.
Евросеть всегда славилась эпатажной рекламной. Вспомним хотя бы ролик, который крутили пару лет назад, где здоровенные мужики хлестали вениками себе подобных. За кадром голос говорил: Мы парим своих поставщиков. Этот сюжет на самом деле не так далек от истины.
Так, в августе прошлого года руководство Евросети разослало внутреннее письмо, согласно которому телефоны Nokia должны быть убраны на дальние полки, премия за их продажу теперь равна нулю, а продавцам запрещено пользоваться мобильниками этой марки. Продавать же Nokia рекомендовано только в том случае, если покупатель будет на этом настаивать. Причиной стала несогласованность ценовой политики.
Другой более известный случай с паркой партнеров касался компании Самсунг. Еще в 2002 году Евросеть обвинила корейцев в недопоставке телефонов примерно на $200 тыс. и отказалась продавать трубки компании. Мир был восстановлен через полтора года. Однако в 2005 году ситуация с недопоставкой повторилась, сотрудники Евросети получили внутреннее письмо, где говорилось об отмене вознаграждения продавцов за реализацию телефонов Samsung. Правда, через некоторое время конфликт все же удалось уладить.
Как считает управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов, Евросеть руководствуется законом джунглей: у кого меньше бицепс, то есть доля рынка, тот и должен уступить.
Умеет Евросеть показать бицепсы и операторам сотовой связи. Первый конфликт у Чичваркина был с Вымпелкомом (БиЛайн). Дело в том, что оператор сотовой связи посчитал, что Евросеть ведет некорректную политику в отношениях с его конкурентом, другим оператором МТС. В результате, все контракты сотового оператора исчезли с полок магазинов Евросети. В другой раз сеть магазинов напрямую оскорбила БиЛайн, проведя совместную акцию с МТС, призывающую выбросить синие SIМ-карты (раньше такой цвет носили SIM-карты БиЛайна). Но ничего, те проглотили обиду, и БиЛайн снова вернулась на полки Евросети.
Другим оператором, попавшим под раздачу, оказался крупный европейский оператор сотовой связи Tele2. По информации Коммерсанта, сеть магазинов отказалась продвигать подключения от Tele2 через свои салоны в ответ на отказ оператора продавать свои услуги через Евросеть в странах Балтии. Вообще, жесткость в отношении с партнерами стала давно уже визитной карточкой компании.
Впрочем, Евросеть умеет парить не только своих партнеров, но и клиентов. Это накануне признала ФАС. Так, Удмуртское управление ФАС возбудило сразу шесть дел по признакам нарушения законодательства в отношении ООО Евросеть Нижний Новгород и ООО Рекламное агентство Ремас-Сити за использование излюбленного слогана Евросеть цены просто о...ть. Антимонопольщики усмотрели здесь нарушение ст. 5 ч. 6 федерального закона О рекламе, по которому в рекламе не допускается использование бранных слов. А хабаровские фасовцы посчитали текст предновогодней рекламной акцией сети салонов Евросети Ни (закрашенное слово из трех букв) себе, все людям! прямо ассоциирующееся с матерной бранью. Однако в ФАС забыли, что одним из составляющих профессии сотрудников Евросети является умение парить. Как сообщила Коммерсанту начальник отдела рекламы и маркетинга дальневосточного филиала компании Евросеть Екатерина Воробьева, на плакатах и тумбах зашифрован новый слоган компании: Ничего себе. Все людям!
Век уже неоднократно писал о методах, применяемых в Евросети. Такая политика компании никого уже не удивляет. Все, как в джунглях - побеждает сильнейший.