18+
  1. Дальнобойщики могут перекрыть трассу Москва-Санкт-Петербург

Дальнобойщики могут перекрыть трассу Москва-Санкт-Петербург

Дальнобойщики могут перекрыть трассу Москва-Санкт-Петербург
Дальнобойщики завершили предупредительную акцию, которую они провели на Дальнем Востоке, Новосибирске, в Москве и еще ряде городов страны, попытавшись привлечь внимание властей к росту цен на дизельное топливо.

В 12:00 и в 18:00 водители грузовиков гудели, сколько хватало сил пневматике. «Это была предупредительная акция, - заявил «Веку» председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Если не будет реакции, дальнобойщики начнут второй этап, в ходе которого выставят колонны вдоль трасс и дорог. Третий этап – блокирование автомагистралей».

Инициаторы акции считают, что правительство должно ввести механизм жесткого регулирования цен на дизельное топливо. Сейчас, как утверждают они, в некоторых регионах солярка дорожает быстрее, чем бензин. К примеру, если в августе в нефтедобывающем и перерабатывающем Татарстане за литр горючего водители платили по 13 рублей, то в начале декабря - уже 21 рубль.

Кроме того, в Межрегиональном профсоюзе водителей-профессионалов перечисляют проблемы (от макроэкономических до локальных), которые должны, по мнению активистов акции, убедить правительство и президента России. Во-первых, страдает средний и особенно малый бизнес, на долю которого приходится значительная часть именно автомобильных грузоперевозок. По оценкам профсоюза, грузоперевозки по СПБ транспортом мелкого бизнеса обеспечивают потребителей северной столицы почти половиной продуктов питания и прессы. Аналогичная ситуация и в других городах. Водитель, у которого в собственности одна машина, не может позволить себе даже мелкооптовой закупки топлива, гарантирующей ему фиксированную цену. Сейчас до 60% его тарифа на перевозку приходится на топливо. Тем не менее пропорционально поднять стоимость своих услуг такой предприниматель тоже не рискует и теряет в заработке.

В ноябре дальнобойщики на трассе Москва-Санкт-Петербург изо дня в день принимали призывы 1 декабря перекрыть автостраду. Профсоюз был убежден, что это «некие силы» хотели использовать водителей в политических целях, и потому обратился по радио с призывом не поддаваться на провокации. Однако прошли выборы в Госдуму, а призывы продолжают звучать: надо перекрывать трассу, цены на топливо и поборы на дорогах разоряют водителей, скоро нечем будет кормить семьи... Неизвестный агитатор предлагал устроить акцию протеста 20 декабря. Многие водители считают, что на шоферской волне работают такие же, как они, дальнобойщики.

На этом рынке частных грузоперевозок водители действуют в конкуренции с тысячами себе подобных. Владельцам грузов и посредникам не составляет труда диктовать условия, в том числе форму расчетов. В этой сфере, как нигде, процветает черный нал. Как утверждает Александр Котов, до 90% продовольственных товаров дальнобойщики везут как «черный груз», т.е. за наличку. Недовольные системой должны уходить.

Есть еще один аргумент, который, по его мнению, должен убедить правительство и президента начать регулировать цены на дизельное топливо: этот фактор подстегивает инфляцию, поскольку практически все грузоперевозки осуществляются на этом виде топлива. Один дальнобойщик в среднем сжигает топлива на 100 тысяч рублей в месяц. Профсоюз допускает, что никто ничего делать не станет, поэтому планирует обратиться к перевозчикам, занятым в различных отраслях, к коллегам из речного флота.

Он не рассчитывает, что дальнобойщиков поддержат крупные автотранспортные компании, поскольку те имеют возможность за счет оптовых закупок фиксировать цены. Вряд ли откликнутся и транспортные структуры фирм, занятых в строительстве жилья: цены конечного продукта настолько велики, что несколько дополнительных рублей не повлияют на спрос. Однако идею государственного регулирования разделяют главы многих регионов. Например, в ходе декабрьской предупредительной акции Новосибирск не стал возражать против того, чтобы сигналящие дальнобойщики проехали через город. Для сравнения: в Москве они собрались только на Варшавском шоссе и на 19-м километре МКАДа на своей стоянке. Власти о них узнали только из телерепортажей.

В профсоюзе утверждают: «Мы не хотим Италии, поэтому мы начали с предупредительных действий. Если нас не услышат, мы проведем по нарастающей и вторую, и третью акции». По нашей информации, профсоюз завершил акцию, подготовив письмо в адрес президента РФ Владимира Путина, в котором изложил проблемы малого и среднего бизнеса в сфере коммерческих автогрузоперевозок.

По мнению аналитика ИК «Проспект» Александра Кузнецова, государство, если и будет вмешиваться в ценовую политику участников любого сектора экономики, то только на короткие периоды и в исключительных случаях. Его стратегия понятна, отметил эксперт, это развитие рыночных условий. У государства есть другие эффективные рычаги регулирования: налоги и экспортные пошлины. Кроме того, существует еще один действенный механизм - субсидирование корпоративного сектора автоперевозок, который применяется в Европе. В Германии, например, компания или водитель, который является зарегистрированным предпринимателем, собирают чеки, полученные на бензозаправках, затем предъявляют их в свою налоговую структуру и по истечении установленного срока получают частичную компенсацию своих затрат. Не исключено, что и российское правительство использует эту систему.

КСТАТИ. Во время забастовки дальнобойщиков, которая прошла недавно в Италии, около 60% АЗС Апеннин остались без топлива, пострадали рынки и магазины из-за срыва поставок товаров. На крупнейших автомагистралях возникли многокилометровые пробки. По приблизительным оценкам, забастовка дальнобойщиков обошлась итальянской экономике в 5 млрд евро.