В связи с предстоящим секвестром только что вступившего в силу федерального бюджета на 2016 год направлен депутатский запрос Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву.
В запросе предложены меры по перераспределению расходов бюджета (40% из них сейчас - это расходы на госаппарат, оборону, безопасность), а также по пересмотру бюджетной политики с целью ликвидации дефицита бюджета и наращивания его доходов, создания условий для поддержки экономики.
"
Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А. МЕДВЕДЕВУ
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
«О планируемом сокращении расходов федерального бюджета»
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Согласно имеющейся информации, федеральные органы исполнительной власти готовят к 15 января 2016 года предложения по сокращению расходов федерального бюджета минимум на 10 процентов.
Как сообщается, данное решение инициировано в связи с падением цены на нефть. В настоящее время ее она вместо 50 долларов США за баррель (данный показатель учитывался при разработке проекта бюджета) составляет уже около 30 долларов.
Необходимо отметить, что бюджетная политика РФ в принципе лишена каких-либо качеств стратегического планирования и, судя по тем ключевым параметрам, которые закладывались в проект бюджета на 2016 год, не основывается даже на среднесрочных, не говоря уже о долгосрочных, экономических прогнозах.
Уже на день подписания Президентом РФ В.В.Путиным федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (14 декабря 2015 года) цена нефти на рынке составляла 44,86 доллара США за баррель, при этом наблюдалось устойчивое ее падение, продолжающееся до сих пор. Цена на нефть «пробила» отметку в 50 долларов США 22-24 сентября 2015 года. С тех пор она колебалась на протяжении всей осени (когда готовился проект бюджета), оставаясь, как правило, ниже 50 долларов, и лишь в течение небольших периодов (27 сентября, 12-13 октября, 7-12 ноября, 14-15 ноября и 27 ноября) ненадолго поднимаясь выше этой цифры. При этом после 27 ноября показатель в 50 долларов не был достигнут ни разу.
В этой связи не ясно, почему был разработан, внесен в Государственную Думу, принят и подписан федеральный бюджет, составленный заведомо не реалистично? Если бы существовало хоть какое-то понимание Вами, Правительством РФ, партией «Единая Россия» стратегии развития нашей страны, ее выхода из кризиса, восстановления роста промышленности, ухода от «сырьевой зависимости», поддержания жизненного уровня населения, то, полагаю, бюджет России выглядел бы иначе, и сейчас его не пришлось бы хаотически «секвестрировать». Но по всему видно, что бюджет делался «на глазок», с явным расчетом на его последующий пересмотр. В связи с этим все данные при его принятии социальные обязательства, включая индексацию зарплат и пенсий, были заведомо пустым звуком.
Напомню, что фракция КПРФ в Государственной Думе сразу выступила против проекта бюджета и в дальнейшем не поддержала его при голосовании. Принятие бюджета обеспечила партия «Единая Россия», партия власти, формальным лидером которой являетесь Вы, Дмитрий Анатольевич.
В разработанном Вами и принятом Вашей партией федеральном бюджете 2016 года 21% расходов - это расходы на содержание государства (общегосударственные расходы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность). Еще 18,52% составляют так называемые «секретные» статьи, которые также, в основном, предполагают финансирование госаппарата, обороны и безопасности. Здесь, в том числе, заложены и расходы на военные действия, которые Россия ведет в зарубежных странах.
Итого 39,52% бюджета страны государство тратит на себя, свой силовой блок и свои военные операции. Бесспорно, России нужно решать внешнеполитические задачи, ей необходимы и оборона, и безопасность. Однако, в кризисных условиях тратить 40% бюджета на эти цели –явное расточительство.
Для сравнения – на социальные вопросы заложено 27,63% расходов бюджета, на образование – 3,51%, на здравоохранение – 2,98%, а на ЖКХ и вовсе только 0,38%. Расходы на национальную экономику, которой сейчас нужны диверсификация и стимулы для роста (то есть мощная господдержка, иначе из кризиса не выйти), составляют 15,89% от всех расходов бюджета.
Такой дисбаланс в бюджете говорит о том, что Правительство РФ отнюдь не видит своими приоритетами восстановление экономического роста, поддержку уровня жизни и потребительского спроса населения, сохранение человеческого капитала в условиях кризиса.
Перераспределение расходов, сокращение избыточных трат на бюрократию, силовиков и военные нужды могло бы в значительной степени снять проблему дефицита бюджета и без сомнения дало бы возможность обойтись без «секвестра» социально- и экономически значимых статей.
Предлагаю реализовать и другие меры по пересмотру социально-экономической, в том числе бюджетной политики, которые позволят покрыть растущий дефицит бюджета, стимулировать рост экономики, поднять жизненный уровень населения:
1. В условиях значительного дефицита бюджета предлагаю отказаться от постоянной защиты интересов нефтяников в ущерб остальным отраслям экономики и пересмотреть налоговый режим для нефтегазового сектора, получавшего многолетнюю прямую поддержку государства, для более полного наполнения бюджета и надлежащего исполнения социальных обязательств РФ. Следует применить ранее предложенную Министерством финансов РФ формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 2016 году.
При подготовке бюджета на 2016 год Минфин предлагал в формуле расчета НДПИ на нефть учитывать не актуальный курс доллара США, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года, проиндексированное на инфляцию 2015 года. Предлагаю использовать эту формулу и повысить НДПИ на нефть – это принесет в бюджет около 600 млрд. руб.
2. Ввести прогрессивную ставку НДФЛ. Законопроекты, предусматривающие данную меру, неоднократно вносились в Государственную Думу представителями оппозиционных фракций, однако они каждый раз блокируются партией «Единая Россия».
Большинство расчетов, проведенных экономистами за последние годы, показывают, что даже при достаточно лояльной прогрессивной шкале, затрагивающей лишь наиболее богатую часть населения РФ, возможно увеличить годовой сбор НДФЛ на сумму порядка 600 млрд. рублей, способную компенсировать расходы федерального бюджета на трансферты бюджетам субъектов РФ (в настоящее время – 668,47 млрд.рублей или 4,15% расходов федерального бюджета).
Повышение ставки для лиц с высокими доходами коснется незначительной части населения. По данным ФНС РФ на 2014 год, число граждан, чей доход в год превышает 1 млн. рублей, составляет лишь 0,3% социально активного населения страны, т.е. лиц, занятых в экономике. Доля граждан с доходом свыше 10 млн. рублей в год составляет менее 0,017%.
При этом, по данным Росстата, в РФ на долю 10% самых богатых граждан приходится 30,5% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% самых бедных – лишь 1,9%. Согласно т.н. децильному коэффициенту фондов, 10% наиболее обеспеченных граждан в 16,8 раза богаче 10% малоимущих.
3. Подавление коррупции.
При учете коррупционных потерь сложно говорить о точных данных, однако средний «откат» в проектах, связанных с распределением бюджетных средств, на сегодняшний день по различным данным составляет 30-50%. Имеются данные и о том, что коррупция в настоящее время «съедает» половину бюджета России – а это по цифрам 2016 года свыше 8 трлн.рублей.
При этом тенденция негативная, коррупция растет: в 2014 году в ежегодном рейтинге стран по восприятию коррупции по версии Transparency International*, Россия опустилась на 9 мест по сравнению с 2013 годом и заняла 136 место, поделив его с такими странами, как Нигерия, Ливан, Киргизия, Камерун.
Необходимо принять реальные меры по борьбе с коррупцией. Политика в сфере противодействия ей не работает, что ярко продемонстрировало «дело Сердюкова-Васильевой». Учитывая расходы, закладываемые в бюджет на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, вновь встает вопрос об эффективности российских государственных институтов: при столь значительных расходах на их деятельность в настоящее время они не выполняют должным образом эти задачи.
4. Контроль над расходованием средств в госкорпорациях.
Госкорпорации имеют внушительную прибыль, механизмы распределения которой непрозрачны, при этом вклад в них государства значителен.
Так, по данным СМИ, глава ГК «Ростех» в ноябре 2015 года отчитался о том, что к концу года прогнозируемая прибыль госкорпорации составит 40 млрд. рублей. Глава ГК «Роснано» Анатолий Чубайс утверждает, что в 2014 году чистая прибыль госкорпорации составил 8,2 млрд. рублей, при этом он отметил, что общий объем финансирования «Роснано» составляет 101 млрд. рублей в виде взноса России в уставный капитал и 182 млрд. в виде государственных гарантий по облигациям. Как именно тратятся эти инвестиции, и куда распределяется прибыль корпорации судить сложно, так как никакой прозрачной и понятной обществу отчетности она не предоставляет. Однако роскошные траты ее руководства, включая знаменитый новогодний «корпоратив», говорят сами за себя.
Помимо непрозрачности распределения прибыли, остро стоит проблема эффективности и целесообразности государственных инвестиций в госкорпорации. Например, «Ростех», взявший на себя обязанности по управлению ОАО «АвтоВАЗ», не смог справиться с задачей, и вынужден был передать предприятие под контроль Renault-Nissan.
В целом, считаю эту организационную форму собственности неэффективной: управление стратегическими отраслями российской экономики должно осуществляться непосредственно государством, а не полуолигархическими структурами, и при полноценном общественном и парламентском контроле.
5. Национализация компаний в раде отраслей и ограничение сверхдоходов топ-менеджмента компаний с государственным участием.
Предлагается произвести национализацию ресурсодобывающих корпораций. С одной стороны, крупнейшие ресурсодобывающие компании, организованные как акционерные общества со значительной ролью государства, в отличие от госкорпораций, подчиняются ограничениям, установленным для коммерческих компаний. Однако, с другой стороны, это позволяет им свободно распоряжаться огромными доходами от добычи минеральных ресурсов, поскольку полномочия государства по контролю над сверхприбылями таких организаций ограничены: государство выступает лишь как один из акционеров, хотя и мажоритарный.
Помимо фактически произвольного распределения прибыли ресурсодобывающих корпораций, значительный общественный резонанс вызывают непомерно завышенные затраты этих компаний на содержание своего топ-менеджмента.
Так, общеизвестны размеры заработных плат руководства «Роснефти», «Газпрома». Только на их ограничении можно было бы высвободить почти 1 млрд.рублей – и это только по официальным цифрам.
Для сравнения, согласно данным Росстата задолженность по заработным платам в экономике России на конец 2015 год составила 3,9 млрд.рублей. Если сэкономить только на заработной плате И.Сечина и А.Миллера, то можно покрыть почти четверть данной суммы. Если же прибавить к этому сверхдоходы других «государственных олигархов», то можно в кратчайшие сроки погасить все долги по зарплатам.
Считаю абсолютным нонсенсом сохранение в кризисных условиях, когда речь идет о секвестре федерального бюджета, сохранение заработных плат топ-менеджеров компаний, контролируемых государством, на уровне 15-20 млн.рублей в месяц, когда средняя заработная плата в стране находится на отметке 30 тыс.рублей.
6. Ограничить вложения государственных средств в докапитализацию банков.
По расчетам экономистов, в том числе мирового рейтингового агентства Standard & Poor's, в 2015 году общие расходы на финансовое «оздоровление» банков составляли почти 1 трлн. рублей.
Предлагается не «вливать» столь большие средства в банковскую сферу, а использовать их напрямую для развития экономики и социальной сферы. Государственная помощь банкам - это тупиковый путь: она так и не привела к снижению ставки по займам для предпринимателей, что ограничивает возможности для возобновления роста экономики в несырьевых отраслях.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На основании статей 7, 14 и 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предлагаю Вам:
1. Обеспечить пересмотр социально-экономической, в том числе бюджетной политики России в соответствии с предложениями, изложенными выше. Использовать соответствующие механизмы для наращивания доходов федерального бюджета.
2. При подготовке поправок в федеральный бюджет на 2016 год не проводить секвестр социально значимых статей, таких как социальная политика, образование, здравоохранение, а также не сокращать расходы на национальную экономику и ЖКХ. Перераспределение расходов произвести за счет сокращения затрат на общегосударственные расходы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и «секретные статьи», в совокупности составляющие почти 40% расходов бюджета. Рассмотреть вопрос об отказе от дорогостоящих внешнеполитических акций, сосредоточившись на развитии экономики страны и поддержании жизненного уровня ее населения.
3. Не допустить сокращения расходов на здравоохранение, образование, социальную политику в субъектах РФ, в том числе принять меры, исключающие сокращение работников бюджетной сферы, а также снижение их реальных доходов.
4. Обеспечить при обсуждении поправок в федеральный бюджет учет мнения не только партии «Единая Россия» и различных лоббистских групп влияния, но и других политических партий, общественности, независимых экспертов.
О принятых решениях просим безотлагательно проинформировать Государственную Думу.
В.Ф. Рашкин
"
Основные параметры действующего бюджета 2016 года
Всего расходов – 16,099 трлн.руб.
Всего доходов – 13,738 трлн.руб.
Дефицит 2,36 трлн.руб.
Пресс-служба заместителя председателя ЦК КПРФ,
депутата Государственной Думы
В.Ф.Рашкина