Удар будет нанесен по покупателям так называемых «невозвратных» билетов. Для авиабилетов с возможностью их возврата право пассажиров на провоз багажа сохранится. По норме, определенной Федеральными авиационными правилами (ФАП) от 2007 года, пассажир может провести в самолете бесплатно 10 кг багажа. Правила не оговаривают нормы ручной клади, но предусматривают возможность бесплатно взять с собой в салон сверх оговоренной нормы дамскую сумочку, портфель, зонтик и ноутбук.
Строго говоря, принятие нынешних поправок просто узаконит уже сложившуюся практику. У авиаперевозчиков есть так называемые «безбагажные» тарифы. Для конкуренции с лоукостером «Победа» их ввели S7, «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии». Однако из-за расплывчатого определения норм перевозчикам приходится сталкиваться с претензиями клиентов.
Отказаться от нормы о бесплатном багаже глава «Аэрофлота» Виталий Савельев предлагал еще 5 лет назад. В беседе с президентом РФ Владимиром Путиным он отмечал, что данный шаг наряду с введением «невозвратных» авиабилетов будет способствовать развитию в России лоукост-сегмента. Осенью прошлого года за отмену нормы багажа в 10 кг высказался Минтранс, между тем, против ее упразднения выступила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
В «Аэрофлоте» настаивают на том, что ограничения, накладываемые действующим законодательством, не позволяют «Победе» конкурировать с зарубежными лоукостерами, в том числе за счет снижения цен на авиаперелеты. В компании убеждены, что вопрос допустимых норм на провоз багажа следует оставить в компетенции перевозчиков, а «безбагажные» тарифы дадут возможность путешественникам летать дешевле, оплачивая лишь необходимые услуги. В «безбагажных» тарифах компания видит альтернативу, а не замену обычным билетам. Данную позицию поддерживают и другие авиаперевозчики, также считающие, что предлагаемые поправки позволят удешевить стоимость авиаперелетов для тех, кто готов путешествовать налегке.
Участники рынка напоминают о том, как в начале прошлого года многие перевозчики ввели «невозвратные» тарифы, позволившие снизить стоимость билета на 1,5-2 тыс. рублей. Данный шаг сделал путешествие авиатранспортом более привлекательным, что отразилось на занятости кресел и, как следствие, финансовых показателях перевозчиков. При этом от появления «безбагажных» тарифов существенного снижения цен ждать не следует, считают они. При этом возрастет разница с «багажными» тарифами вплоть до 2,5 тыс. рублей, утверждают эксперты.
В ФАС считают, что введение «безбагажных» тарифов, скорее всего, не окажет существенно влияния на рынок пассажирских перевозок, однако из-за этого может ухудшиться качество услуг.
Комментируя поправки в ВК, юристы выразили опасение, что их принятие станет поводом для злоупотреблений со стороны перевозчиков. Одним из примеров манипуляций со стороны авиакомпаний эксперты называют перевод в разряд «безбагажных» тех билетов, которые пользуются наибольшей популярностью у пассажиров.