ЕГАИС: сроки переносятся, проблемы остаются

Министерство финансов РФ внесло вчера в правительство России проект постановления о переносе срока начала автоматической передачи информации в Единую государственную автоматизированную систему учета алкоголя (ЕГАИС) с 1 февраля 2007 года на 1 июня 2007 года.

При этом, как сообщили РБК в Минфине, в сопроводительных документах сказано, что министерство не против переноса указанной даты и на 1 ноября 2007 года. Заметим, что это сообщение поступило несколько позже вчерашнего же предупреждения, которое Федеральная налоговая служба адресовала отечественным производителям алкоголя, не установившим счетчики учета спирта. В нем в категоричной форме было сказано о возможности приостановки после 1 февраля 2007 года действия лицензий этих предприятий в связи с тем, что закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта требует от предприятий-производителей алкоголя установки на своих производственных линиях автоматических счетчиков, которые будут передавать информацию в ЕГАИС.

Напомним, что это не первый перенос срока вступления в силу указанных требований. Первый этап введения ЕГАИС по учету объема производства и оборота этилового спирта начался с 1 января 2006 года и предполагал нанесение на акцизные марки штрих-кода с информацией о производителе, виде и наименовании продукции, содержании этилового спирта и объеме алкоголя в таре. Однако неготовность системы к работе привела к тому, что на российском алкогольном рынке возник дефицит.

На втором этапе, как напоминает РБК, предполагалось, что с 1 июля 2006 года на предприятиях должны быть введены автоматизированные средства фиксации и передачи данных в ЕГАИС о концентрации спирта в готовой продукции. Однако постановлением правительства РФ от 28 июня 2006 года этот срок был перенесен на 1 февраля 2007 года. О том, что и этот срок нереален, Век сообщал еще в первой половине декабря минувшего года.

Реклама на веке

Дело в том, что к концу 2006 года из 590 предприятий, производящих алкогольную продукцию и спирт, лишь немногим более половины имели автоматические счетчики учета спирта, остальные ЛВЗ и спиртзаводы просто физически не успевали приобрести их за оставшееся до 1 февраля 2007 года время. Дело в том, что мощности Арзамасского приборостроительного завода, который как раз эти счетчики и производит, ограничены, и при всем желании, даже работая в три смены, предприятие просто не в силах было поспеть за растущим спросом на свою продукцию.

Кроме того, задержка с выходом приказов Минфина и ФНС, являющихся техническим заданием для подготовки программного обеспечения ЕГАИС, привела к тому, что подведомственный ФСБ Научно-технический центр Атлас поздно приступил к работе и не успевает в срок до 1 февраля 2007 года протестировать созданное им ПО.

Мнения участников рынка по поводу переноса срока окончательного внедрения ЕГАИС с 1 февраля на 1 июня 2007 года разделились. К примеру, начальник управления информации и внешних связей ФГУП Росспиртпром Дмитрий Добров, называя решение Минфина разумным, акцентирует внимание на том, что введение с 1 февраля новой системы могло привести к остановке отрасли. Перенос же сроков позволит избежать кризиса алкогольного рынка России. В свою очередь генеральный директор компании Кристалл-Гросс Виктор Самойлов настроен менее оптимистично и обеспокоен тем, что срок изготовления автоматических счетчиков спирта составляет три месяца, за ними на Арзамасском приборостроительном заводе выстроилась очередь покупателей, и потому совершенно неясно, смогут ли все отечественные производители алкогольной продукции до 1 июня оснастить свои производственные линии необходимыми приборами. К тому же у Виктора Самойлова вызывает опасение тот факт, что у налоговиков нет четкого понимания того, как работать с новой системой.

Именно поэтому, по его мнению, при таких темпах алкогольная отрасль может не успеть провести подготовительную работу и до 1 июня. К тому же, генеральный директор компании Кристалл-Гросс считает, что перед запуском новой системы на федеральном уровне было бы логично протестировать ее на ряде предприятий.

Реклама на веке
Инвестиции пошли на убыль? Долги становятся все более тяжкими