ЕС закрывает небо на замок

Воздушные грузоперевозки из России в Европу могут остановиться с 1 июля. Минтранс РФ и Еврокомиссия не смогли договориться о новых правилах авиабезопасности для перевозки грузов, и на улаживание вопроса у них остается неделя. Между тем, эксперты не ожидают ни «замораживания» небесных перевозок, ни их удорожания.

Авиаперевозки грузов и почты из России в Европу могут прекратиться уже через неделю. По новым правилам ЕС с 1 июля перевозить грузы над территорией Старого Света могут только те страны, которые согласовали с Брюсселем программу постовой и грузовой безопасности, и компании, получившие статус «перевозчика из третьих стран». Проверять аэропорты отправки грузов на соответствие требованиям будет валидатор из ЕС, который должен изучить инфраструктуру аэродромов и действующую в них систему охраны. Стоимость этой услуги, по данным «Коммерсанта», доходит до €200 тысяч.

Официально ЕС вроде бы беспокоится о безопасности грузовых полетов, поэтому и стремится взять под контроль весь воздушный путь грузов и почты. Однако еще зимой нынешнего года российская сторона предлагала европейским чиновникам подписать документ на основе протокола между РФ и США: наладить обмен данными об угрозах авиабезопасности, периодически оценивать безопасность аэропортов и разработать прочие совместные меры. Но ЕС, похоже, проигнорировал предложение России.

Теперь Минтранс РФ занял жесткую позицию – он не намерен проводить дополнительные проверки аэропортов и перевозчиков, которые и без того регулярно проверяются международными регуляторами ICAO и IOSA. Транспортное ведомство пытается договориться с Европой о включении России в «зеленый список», чтобы допускать наши компании к небесным маршрутам без доппроверок. Об этом рассказал на совещании в Минтрансе замминистра транспорта Валерий Окулов.

Реклама на веке

Если Брюссель не пойдет навстречу российской стороне, Москва может дать эквивалентный ответ, закрыв доступ транзитным европейским перевозчикам или тем, кто выгружает здесь грузы. Окончательная ясность в этом вопросе, видимо, будет достигнута на встрече между представителем российского Минтранса и главой директората ЕК по воздушному транспорту Мэттью Болдуином.

По данным издания, отсрочить проверку на полгода пока удалось грузовой компании «Атран» (группа «Волга-Днепр»), которой пошли навстречу шведские власти. А авиакомпания UTair, несмотря на мнение коллег, уже отправила документы на валидацию. Это вызвало недовольство властей, которые рассчитывали на согласованную и единую позицию. Другие участники российского рынка ждут, чем закончатся переговоры с ЕК. Некоторые специалисты считают, что нововведения ЕС могут привести к коллапсу на рынке грузоперевозок, причем, пострадают обе стороны: сегодня заказ машины день в день, от Газели до еврофуры, считается качественным, быстрым, и само собой разумеющимся сервисом любой серьезной транспортной компании. Тем не менее, эксперты говорят, что реальность заставит европейские власти смягчить условия.

«Замораживания» грузовых и почтовых авиаперевозок с 1 июля, скорее всего, ожидать не стоит, - заявил «Веку» эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. - Правила ЕС дают возможность любой авиакомпании договориться с европейскими регуляторами «в индивидуальном порядке». Срок действия таких договоренностей, насколько я знаю, ограничен лишь формально, и подобная ситуация (работа «де факто» при запрете «де юре») может существовать долго».

По словам эксперта, РФ действительно имеет возможность «симметричного» (или «несимметричного») ответа, который создаст проблемы для европейских авиаперевозчиков, и в ЕС не могут этого не понимать. «Если брюссельские чиновники не понимают, то европейские перевозчики им объяснят. Так что, полагаю, ситуация через какое-то время нормализуется. Примером может служить напряженность, возникшая после попытки ЕС ввести платежи за вредные выбросы авиаперевозчиков – сейчас об этом практически и не вспоминают», - подчеркивает Захаров.

Возможного удорожания грузоперевозок эксперты также не ожидают. Как пояснил «Веку» гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов, эти услуги и без того слишком дороги - дорожать дальше просто некуда.

Заметим, что многие считают поведение ЕС очередной «политической возней», которая, впрочем, может и пошатнуть рынок воздушных грузоперевозок, поскольку Россия для Европы – важнейший и ценный рынок. А спускаться с неба и переходить на фуры готовы редкие перевозчики, хотя автоперевозки и оцениваются экспертами в четыре раза дешевле воздушных.

По словам директора ООО «Грузовой комплекс» в структуре челябинского аэропорта Ильяса Мухамеджана, достойной альтернативы авиаперевозкам сейчас нет. «Авиационные грузы – это, прежде всего, срочные и незапланированные поставки, которые не способен выполнить иной вид транспорта, - приводит слова эксперта «Южноуральская панорама». - К примеру, поставки европейского заводского оборудования, деталей к нему на южноуральские предприятия. Услугами авиационной доставки пользуются также южноуральские животноводы, для которых сроки перевозки имеют огромное значение. В качестве примера - доставка агрохолдингу «Ариант» племенных поросят транспортными самолетами. Перевозка такого рода груза иным способом вызывает большие трудности».

Реклама на веке
В честь годовщины пребывания на Марсе Curiosity сделал селфи Путин попросил отменить разрешение на использование армии на территории Украины