18+
  1. ЕС закрывает небо на замок

ЕС закрывает небо на замок

ЕС закрывает небо на замок
Воздушные грузоперевозки из России в Европу могут остановиться с 1 июля. Минтранс РФ и Еврокомиссия не смогли договориться о новых правилах авиабезопасности для перевозки грузов, и на улаживание вопроса у них остается неделя. Между тем, эксперты не ожидают ни «замораживания» небесных перевозок, ни их удорожания.

Авиаперевозки грузов и почты из России в Европу могут прекратиться уже через неделю. По новым правилам ЕС с 1 июля перевозить грузы над территорией Старого Света могут только те страны, которые согласовали с Брюсселем программу постовой и грузовой безопасности, и компании, получившие статус «перевозчика из третьих стран». Проверять аэропорты отправки грузов на соответствие требованиям будет валидатор из ЕС, который должен изучить инфраструктуру аэродромов и действующую в них систему охраны. Стоимость этой услуги, по данным «Коммерсанта», доходит до €200 тысяч.

Официально ЕС вроде бы беспокоится о безопасности грузовых полетов, поэтому и стремится взять под контроль весь воздушный путь грузов и почты. Однако еще зимой нынешнего года российская сторона предлагала европейским чиновникам подписать документ на основе протокола между РФ и США: наладить обмен данными об угрозах авиабезопасности, периодически оценивать безопасность аэропортов и разработать прочие совместные меры. Но ЕС, похоже, проигнорировал предложение России.

Теперь Минтранс РФ занял жесткую позицию – он не намерен проводить дополнительные проверки аэропортов и перевозчиков, которые и без того регулярно проверяются международными регуляторами ICAO и IOSA. Транспортное ведомство пытается договориться с Европой о включении России в «зеленый список», чтобы допускать наши компании к небесным маршрутам без доппроверок. Об этом рассказал на совещании в Минтрансе замминистра транспорта Валерий Окулов.

Если Брюссель не пойдет навстречу российской стороне, Москва может дать эквивалентный ответ, закрыв доступ транзитным европейским перевозчикам или тем, кто выгружает здесь грузы. Окончательная ясность в этом вопросе, видимо, будет достигнута на встрече между представителем российского Минтранса и главой директората ЕК по воздушному транспорту Мэттью Болдуином.

По данным издания, отсрочить проверку на полгода пока удалось грузовой компании «Атран» (группа «Волга-Днепр»), которой пошли навстречу шведские власти. А авиакомпания UTair, несмотря на мнение коллег, уже отправила документы на валидацию. Это вызвало недовольство властей, которые рассчитывали на согласованную и единую позицию. Другие участники российского рынка ждут, чем закончатся переговоры с ЕК. Некоторые специалисты считают, что нововведения ЕС могут привести к коллапсу на рынке грузоперевозок, причем, пострадают обе стороны: сегодня заказ машины день в день, от Газели до еврофуры, считается качественным, быстрым, и само собой разумеющимся сервисом любой серьезной транспортной компании. Тем не менее, эксперты говорят, что реальность заставит европейские власти смягчить условия.

«Замораживания» грузовых и почтовых авиаперевозок с 1 июля, скорее всего, ожидать не стоит, - заявил «Веку» эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. - Правила ЕС дают возможность любой авиакомпании договориться с европейскими регуляторами «в индивидуальном порядке». Срок действия таких договоренностей, насколько я знаю, ограничен лишь формально, и подобная ситуация (работа «де факто» при запрете «де юре») может существовать долго».

По словам эксперта, РФ действительно имеет возможность «симметричного» (или «несимметричного») ответа, который создаст проблемы для европейских авиаперевозчиков, и в ЕС не могут этого не понимать. «Если брюссельские чиновники не понимают, то европейские перевозчики им объяснят. Так что, полагаю, ситуация через какое-то время нормализуется. Примером может служить напряженность, возникшая после попытки ЕС ввести платежи за вредные выбросы авиаперевозчиков – сейчас об этом практически и не вспоминают», - подчеркивает Захаров.

Возможного удорожания грузоперевозок эксперты также не ожидают. Как пояснил «Веку» гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов, эти услуги и без того слишком дороги - дорожать дальше просто некуда.

Заметим, что многие считают поведение ЕС очередной «политической возней», которая, впрочем, может и пошатнуть рынок воздушных грузоперевозок, поскольку Россия для Европы – важнейший и ценный рынок. А спускаться с неба и переходить на фуры готовы редкие перевозчики, хотя автоперевозки и оцениваются экспертами в четыре раза дешевле воздушных.

По словам директора ООО «Грузовой комплекс» в структуре челябинского аэропорта Ильяса Мухамеджана, достойной альтернативы авиаперевозкам сейчас нет. «Авиационные грузы – это, прежде всего, срочные и незапланированные поставки, которые не способен выполнить иной вид транспорта, - приводит слова эксперта «Южноуральская панорама». - К примеру, поставки европейского заводского оборудования, деталей к нему на южноуральские предприятия. Услугами авиационной доставки пользуются также южноуральские животноводы, для которых сроки перевозки имеют огромное значение. В качестве примера - доставка агрохолдингу «Ариант» племенных поросят транспортными самолетами. Перевозка такого рода груза иным способом вызывает большие трудности».

Последние новости