К сожалению, в кино она сыграла не так много ролей, но каждая из них незабываема. Красавицей я никогда не была, говорит одна из киногероинь актрисы. Раневская к себе относилась так же, но внешности своей не стеснялась: В 22 года я уже гримировалась старухой и привыкла и полюбила моих старух в ролях, повторяла она. В социально-психологической драме Михаила Ромма Мечта, где Раневская сыграла роль хозяйки меблированных комнат, мадам Розу Скороход, в её героине парадоксально смешивались сострадание и жестокая беспощадность к постояльцам, всепоглощающая скупость и столь же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она жила. В послевоенные годы Раневская и представить себе не могла, что этот фильм увидят в Америке. Отзыв был опубликован в журнале Лук в 1944 году: В Белом доме картину видел президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт, он сказал: Мечта, Раневская, очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара, а Раневская блестящая трагическая актриса.
Раневская родилась в конце позапрошлого века, когда в моде были обмороки, прошла через революцию, покинутая эмигрировавшими из России родственниками, всю жизнь доказывала, что может не только смешить, радовать своими выходками, но и играть серьёзные роли. Лет с 14 начинается увлечение Фаины Раневской театром: первые спектакли (пока в качестве зрителя) оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение она испытала в 1913 году, когда увидела постановку Вишнёвого сада А. П. Чехова на сцене МХАТа, где играли звёзды тех лет. Кстати, псевдоним Раневская именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины Фельдман (ее настоящая фамилия) из сумочки выпали деньги. Их подхватил ветер, а она рассмеялась и сказала: Как красиво они летят! Ее спутник тогда заметил: Фаина, Вы совсем как Раневская. Так за актрисой и закрепилась эта фамилия.
Раневская играла в пьесах А. Чехова, А. Островского, М. Горького, И. Крылова, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Поначалу ее не хотели брать ни в один театр. Некрасива и, как говорили многие, бездарна. Сама Раневская считала, что для успеха ей не хватало самой малости подлости. Она казалась режиссерам неуклюжей и смешной, боялась врождённого заикания, но с годами всё же сумела доказать, что она актриса, способная затмить всю труппу. Часто на спектакли приходили только ради одной Раневской, даже если она исполняла эпизодическую роль.
Пока были силы, главное место в жизни актрисы занимал театр. В последний раз Раневская вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей надоело симулировать здоровье. Никто тогда еще не знал, что ей осталось жить всего год.
Сегодня, 27 августа, смотрите на телеканале Культура спектакль Анатолия Эфроса Дальше тишина (19:30), посвященный Фаине Раневской. В этой постановке 85-летняя актриса играет Люси, жену Барклея Купера (Ростислав Плятт). Спектакль рассказывает о непростых отношениях взрослых детей и их престарелых родителей, полвека проживших вместе. Любовь стариков глубока и сильна как в молодости, но жестокие законы общества разлучают пожилых супругов именно тогда, когда они больше всего нужны друг другу. Московские театралы и телезрители всей страны пришли в восторг от игры Раневской в этом спектакле. Сама актриса комментировала реакцию публики с неизменным сарказмом: Ко мне после спектакля Дальше - тишина входит пожилой, такой сверхинтеллигентный театрал. Голова слегка трясется. А я усталая, еле дышу. Он говорит: Великолепно, великолепно! Извините, ради Бога, но сколько вам лет?. А я говорю: В субботу сто пятнадцать. Он: Великолепно! Великолепно! В такие годы и так играть!.