Арбитражный суд Московского округа в полном объеме отклонил исковые требования компании Трансконтейнер, являющейся филиалом ОАО Российские железные дороги (ОАО РЖД), о признании несоответствующим действующему законодательству решения и предписания Федеральной антимонопольной службы России о прекращении практики навязывания грузоотправителям и экспедиторским организациям договоров на отправление грузов в ускоренных контейнерных поездах.
Нарушение выражалось в том, что компания Трансконтейнер, занимающаяся организацией контейнерных перевозок, принуждала грузоотправителей вместе с подачей стандартной заявки на перевозку груза заключать еще и некий Договор на организацию отправления грузов в составе ускоренных контейнерных поездов . Согласно этому документу, Трансконтейнер брал на себя обязательства по поручению Заказчика за вознаграждение и за счет Заказчика организовать выполнение комплекса транспортно-экспедиторских услуг (включая взимание провозных платежей), связанных с перевозкой грузов ускоренными контейнерными поездами. Без заключения подобного Договора заявки грузоотправителей работниками ОАО РЖД к рассмотрению не принимались.
По мнению Федеральной антимонопольной службы России, взимание ОАО РЖД дополнительных платежей увеличивает расходы грузоотправителей на перевозку и является повышением ставок действующего прейскуранта.
Рассмотрев дело, ФАС России выдала компании Трансконтейнер предписание (законность которого и подтверждена Арбитражным судом Московского округа) производить перевозки грузов в составе ускоренных контейнерных поездов и расчет провозных платежей в соответствии с разделом 2. 35 Прейскуранта Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые железными дорогами на основании подаваемых в ОАО РЖД заявок без требования заключения дополнительных договоров.
Заметим, что в практике своей работы ФАС России использует не только запретительные меры. Недавно, к примеру, это ведомство одобрило ряд ходатайств ОАО Компания ЮНИМИЛК о приобретении пакетов акций и долей ООО Ставровский молочный завод, ОАО Перммолоко, ОАО Кемеровский молочный комбинат, ОАО Томскмолоко, ОАО Костромской молочный комбинат, ОАО Владимирское молоко, ЗАО ТОМ-МАС, ОАО Смоленский молочный комбинат Роса, ОАО Завод молочный Новосибирский, ОАО Шадринский молочноконсервный комбинат, ОАО Чебоксарский гормолзавод, ОАО Сыродел, ОАО Молочный завод 3 Волгоградский и ОАО Маслокомбинат Чановский.
Проанализировав ситуацию, Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что в результате осуществления данных сделок доля ОАО Компания ЮНИМИЛК на отечественном рынке молочной продукции составит около 15%. Поэтому рост концентрации предприятий в одном холдинге к существенному изменению конкурентной среды в этом секторе пищевой промышленности не приведет. Тем более, что ближайшие конкуренты ЮНИМИЛКа - компании Вимм-Биль-Дан и Данон имеют на рынке долю в 26% и 7% соответственно.
Конкурентная среда на региональных рынках молочной продукции развита, считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов. Даже после приобретения активов предприятий, расположенных в разных субъектах РФ, компания ЮНИМИЛК с учетом особенностей торговли молочной продукцией не сможет доминировать на региональном уровне,- добавил чиновник ФАС.