Об этом в четверг на пресс-конференции в РИА «Новости» заявил глава ФАС России Игорь Артемьев*. Между тем, сами нефтяники едва ли не в один голос заявляют, что сговора нет, а на бензиновые цены влияет снижение экспортных пошлин – теперь нефть выгоднее вывозить, потому стоимость топлива и не падает теми темпами, которые хотело бы видеть правительство.
По словам Игоря Артемьева, проведенный ФАС мониторинг выявил 251 компанию, в число которых попали и все крупные, нарушающую антимонопольное законодательство на розничном рынке нефтепродуктов. «В ближайшие две недели против всех этих компаний примерно в 50 регионах России будут возбуждены дела и расследования», - пригрозил глава антимонопольной службы, подчеркнув, что действия ФАС должны привести к снижению цен на моторное топливо.
Артемьев уверен, что литр бензина Аи-95 не должен стоить более 19 рублей на фоне снизившихся за последние полгода мировых цен на нефть почти в три раза.
Заявив о том, что ФАС помнит о скором наступлении посевной, глава этого ведомства признался – антимонопольная служба «устала» предупреждать нефтяные компании о необходимости снижения необоснованно завышенных цен.
«Если бы не кризис, мы действовали бы решительнее. Потому что, как только мы начинаем трогать нефтяные компании, начинают кричать о том, что мы режем курицу, которая несет золотые яйца, е если ее зарежут, то бюджет останется совсем без денег», - заявил Игорь Артемьев.
«Мы предупреждали все нефтяные компании, как розничные, так и оптовые, о том, что мы видим, что цены на бензоколонках по-прежнему недопустимо высоки по сравнению с тем уровнем мировых цен и той налоговой нагрузкой, которую мы тоже учитываем при этом», - сказал Артемьев, дав тем самым понять, что терпение ФАС лопнуло. При этом он констатировал, что особенно тяжелая ситуация с ценами на моторное топливо сейчас наблюдается на Дальнем Востоке и в Сибири.
Между тем, нефтяники не считают себя виноватыми в сговоре. Квинтэссенцией их заявлений по этому вопросу можно считать заявления президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения Аркуши, суть которых сводится к тому, что снижение экспортных пошлин на нефть сделало выгодным продавать ее за рубеж, потому оптовые цены на внутреннем рынке и стали вновь расти.
Примечательно, что в оправдание высоких цен на бензин, которые наблюдались в России в январе-сентябре 2008 года, когда цена «черного золота» доходила до $140 за баррель, нефтяники заявляли прямо противоположное – мол, при высоких экспортных пошлинах на углеводородное сырье компании вынуждены продавать бензин по высоким ценам, чтобы получать прибыль.
Сумеет ли ФАС разрубить этот «гордиев узел» корпоративных финансовых интересов российских нефтяников? Хотелось бы в это верить. Однако, настораживают слова Евгения Аркуши, который утверждает, что хотя сейчас пошлины приведены в соответствие с мировыми ценами на нефть, «но бизнес – это получение максимальной прибыли, поэтому нефтяные компании и стараются получить ее по максимуму, поэтому при помощи административных рычагов заставить бизнесменов поступиться прибылью не удастся».
Из этого циничного, но откровенного заявления главы МТА можно сделать вывод, что российским потребителям надеяться не на что – цены на бензоколонках как были высокими, так и останутся таковыми вне зависимости от мировых цен на нефть, размер пошлин и налогов.