Власти решили сделать акцент на мерах, которые дадут желаемый эффект быстрее всего, и сэкономить на капитальных затратах на инфраструктуру и оборудование. Впрочем, разработчики ФЦП уверяют, что, в три раза «похудев», программа не стала хуже первоначально предложенного варианта. Как отмечают эксперты, для эффективности мер необходимо обязательно отменить принцип неравенства ответственности на дорогах для разных категорий водителей. При этом резкое сокращение финансирования ФЦП они считают ошибкой.
На заседании российского правительства, состоявшемся в понедельник, была окончательно утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения». Ее концепция, которая предусматривала расходы в 99 млрд. рублей, еще в октябре прошлого года была утверждена Белым домом. Окончательно принять программу должны были в апреле, однако тогда у экспертов нашлись к ней серьезные претензии - документ был отправлен на доработку, а его принятие отложено на неопределенный срок.
Итоговый вариант программы удивил экспертов. Правительство, признавая особую важность для страны задачи по улучшению ситуации с безопасностью на дорогах, решило в три раза урезать ее финансирование - до 32,4 млрд. рублей, что в полтора раза меньше, чем было выделено на аналогичную программу, действовавшую с 2006 по 2012 годы.
При этом в предстоящие восемь лет из федерального бюджета на нее планируется израсходовать всего 17,2 млрд. рублей. Еще 14,1 млрд. рублей будет потрачено региональными бюджетами и 1,1 млрд. рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.
На заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прямо заявил, что для нашей страны тема дорожной безопасности весьма злободневная, «сохраняет высокий общественный резонанс и касается каждого гражданина».
Глава МВД Владимир Колокольцев, также выступивший на заседании, обозначил главную цель новой ФЦП - сокращение числа погибших в ДТП. Жертвами дорожных аварий в прошлом году стали 28 тыс. человек. К 2016 году правительство рассчитывает снизить их число на 5,3%, а к 2020 году - на 28,8%.
Если с текстом первоначальной концепции ФЦП можно было ознакомиться в Интернете, то о том, как выглядит утвержденная программа, пока неизвестно. Тем более, что ни Медведев, ни Колокольцев о причинах радикального сокращения бюджета программы ничего не сказали и не пояснили, на чем именно было решено сэкономить.
«Если посмотреть программу, то в сокращении финансирования нет ничего катастрофического, - заявил гендиректор ФЦП ГИБДД Андрей Погребняк. - Более того, она подразумевает возможность увеличения финансирования после 2016 года. Так что ничего страшного не произошло, ведь успех ФЦП определяется качеством исполнения, а не объемом финансирования».
В рамках сокращения расходов на ФЦП, по словам Погребняка, были изменены кардинальные подходы к ее реализации. «В ближайшее время основной упор мы будем делать на пропаганду и профилактику ДТП. Программа в своем первоначальном варианте предусматривала большие вложения в дорожную инфраструктуру, например, надземные пешеходные переходы, - рассказал гендиректор ФЦП. - Теперь это все отодвинуто на второй план. Так как получить результат необходимо как можно быстрее, акцент было решено сделать на более эффективные меры».
Программа развития дорог, как объяснил Погребняк, уже существует и действует. «Поэтому закладывать и в ФЦП ГИБДД деньги, которые будут направлены на решение этих же вопросов, нет смысла», - отметил он.
«Что же касается причин сокращения финансирования ФЦП, то с этим вопросом, наверное, лучше обратиться в Минэкономразвития или в Минфин, поскольку выделением денег занимаются они», - добавил чиновник. Он также пояснил, что все конкретные мероприятия программы, а также предложения по их финансированию были подготовлены в дирекции, а решения по ним принимались уже в правительстве.
Глава Института экономики транспорта и транспортной политики при Высшей школе экономики Михаил Блинкин на заседание правительства был приглашен в качестве эксперта и с обновленной версией программы уже знаком. «В основном расходы были урезаны за счет капитальных затрат на строительство инфраструктуры, закупку оборудования, - рассказал он. - Например, это дорогостоящие комплексы фото- и видеофиксации, а также другие капиталоемкие вещи».
Глава МВД Владимир Колокольцев так озвучил основные направления обновленной версии программы - повышать безопасность на дорогах планируется за счет повышения культуры вождения, прививания детям навыков безопасного поведения на дорогах, формирования негативного отношения к нарушениям ПДД, усиления требований к подготовке водителей и к автошколам, осуществляющим такую подготовку, и развития современной системы оказания помощи пострадавшим.
Повышать культуру вождения и бороться с нарушителями ПДД предлагается за счет усиления форм и методов контроля за водителями, а также при помощи пропагандистских и профилактических мер.
Безопасность детей на дорогах будут повышать за счет социальной рекламы в СМИ и других агитационных мер. Кроме того, в дальнейшем предусматривается создание и развитие сети экспериментальных детских учебных площадок и автогородков.
Разработчики не забыли и о пешеходах, составляющих более трети от числа всех погибших в ДТП, - продолжится оснащение пешеходных переходов светофорами, дорожными знаками и разметкой. Предполагается установка на проезжей части дорог искусственных неровностей и ограждений, разделение пешеходных и транспортных потоков.
Кроме того, в рамках ФЦП планируется выделить средства на развитие инфраструктуры для более оперативной помощи пострадавшим в ДТП. В частности, программой предусмотрено создание трассовых пунктов экстренной помощи и усовершенствование технологии ведения аварийно-спасательных работ. Трассовые пункты экстренной помощи позволят медикам оказываться на месте аварии значительно быстрее, что, в свою очередь, существенно увеличит шансы пострадавших на выживание.
Серьезным недостатком программы, по словам Михаила Блинкина, является игнорирование вопроса о неравенстве прав и ответственности ряда категорий водителей. «В административном регламенте ГИБДД полторы страницы мелким текстом посвящены тому, кого сотрудникам ДПС останавливать нельзя, - возмущается эксперт. - Коллега из Германии на одной из конференций посмеивался, что у них у Ангелы Меркель на дороге меньше прав, чем у второго помощника прокурора района в России. Вот в России эту проблему и нужно решать, все начинается с этого. Когда начнутся шаги в этом направлении, тогда и повысится безопасность на дорогах».
Блинкин также пояснил, что во время подготовки к принятию ФЦП ему сообщили: данный вопрос в рамках программы ГИБДД рассматриваться не может, а может быть решен только на политическом уровне. Все потому, что стандарты поведения, в том числе и на дорогах, задаются элитой общества. А если кому-то нарушать можно, то можно и всем остальным.
Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков называет сокращение финансирования ФЦП ошибкой. «Если сегодня мы сэкономим на ФЦП 15-20 млрд. рублей, в будущем, в годы ее действия, мы можем потерять в два-три раза больше. Потерять прямо и косвенно - на последствиях ДТП, потере и снижении трудоспособности, выплатах пособий, внеплановом ремонте дорог и объектов дорожной инфраструктуры, которые были разрушены в результате ДТП», - заявил парламентарий.