В настоящее время в госпрограмме заложены 2,7 трлн. рублей, но такой суммы не хватит на выполнение соответствующих указов президента, сообщила накануне глава Минздрава Вероника Скворцова. Экономить на здравоохранении, судя по всему, начали после увеличения трат на «оборонку», и это, по мнению министра, может стоить жизни сотням тысяч россиян.
По словам Скворцовой, бюджетный сценарий финансирования здравоохранения предполагает фактическое снижение трат по сравнению с размером ВВП. В 2013 году - 3,4% ВВП, в 2015 году - уже 3% ВВП, а в 2020 году останется только 2,5% ВВП. Для сравнения американские власти тратят на свое здравоохранение примерно в три раза больше России.
«Снижение финансирования скажется на уровне доступности и качества медпомощи, снижении удовлетворенности населения медпомощью и качеством жизни», - сообщила Скворцова.
Министр предлагает иной вариант реализации госпрограммы, который предполагает удвоенное финансирование: если согласно бюджетному сценарию на здравоохранение в 2020 году будет потрачено 3,4 трлн. рублей, то согласно модернизационному - 6,5 трлн. «Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней - к 2020 году различие составит 1 млн. 100 тысяч жизней россиян», - предупредила Скворцова.
Главу Минздрава поддержали вице-премьеры Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович. Однако «хранитель казны», глава Минфина Антон Силуанов отказался от реализации «модернизационного» проекта финансирования, заявив, что ведомство не будет отказываться от политики снижения затрат на здравоохранение (которые и без того уменьшаются из года в год).
Премьер Дмитрий Медведев, поддержав, по сути, и ту и другую стороны, все же заметил, что «модернизационный» сценарий невыполним в нынешних бюджетных проектировках. Вместе с тем он понадеялся на возникновение дополнительных источников финансирования. По словам главы правительства, все же надо ориентироваться на «модернизационный» вариант развития здравоохранения, потому что «иного наши люди не поймут», однако также надо «смотреть за реальной ситуацией в экономике, за нашими реальными финансовыми возможностями и корректировать их по мере возникновения дополнительных источников финансирования».
В итоге был принят некий компромиссный вариант. «Члены правительства приняли решение о не просто одобрении программы, а об одобрении ее реализации по модернизационному сценарию с возможностью корректировки в течение последующих лет в зависимости от ситуации и в мировой, и в национальной экономике», - сообщила Вероника Скворцова на брифинге, прошедшем после заседания правительства. Интенсивными поисками дополнительных денег правительство займется в 2013-2014 годы, предсказала она.
Возможно, Минфин проиграл тактически, но выиграл стратегически, сообщил «Ведомостям» сотрудник аппарата правительства. «Главное было отстоять расходы на 2013 год, а последующие затраты можно будет снова оспорить при подготовке бюджета на 2014 год», - подчеркнул чиновник.
Многие СМИ и эксперты полагают, что средства на модернизацию здравоохранения, скорее всего, в очередной раз будут искать в карманах граждан - за счет внедрения с 2013 года стандарта оплаты дополнительных медуслуг. Так что, по всей видимости, россиянам придется изыскивать собственные средства на дорогостоящее лечение.
Между тем, очевидно, что только увеличением расходов ситуацию со здравоохранением в России не спасти, нужно одновременно повышать их эффективность. А для этого Минздрав должен разобраться с коррупцией, поменять кадровую и социальную политику, сократить бумажную волокиту. Ясно, что процесс этот будет долгим, если вообще перемены произойдут.
«Дальнейшее расширение государственной поддержки здравоохранения, безусловно, необходимо, - пояснил «Веку» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - В целом можно отметить, что на текущем этапе, несмотря на некоторые улучшения в последние 2-3 года (в частности, снижение уровня смертности и рост рождаемости), демографический кризис в России продолжает развиваться, что формирует более чем существенные угрозы для страны уже в среднесрочной перспективе».
В среднем, по данным аналитика, коэффициент смертности составил за последние 5 лет около 14,8 (на 1000 человек), коэффициент рождаемости менее 11,5. Опережающие показатели смертности населения и низкая рождаемость не обеспечивают естественного воспроизводства. Естественная убыль, в последние несколько лет в среднем составлявшая более 360 тыс. человек ежегодно, компенсируется на 60-70% за счет миграционного притока (в среднем около 260 тыс. человек в последние годы). При этом баланс преимущественно все равно остается отрицательным, хотя в последнее время ежегодная убыль снижается, что, безусловно, весьма позитивно. Еще один дисбаланс - опережающие темпы старения населения, что влияет на снижение доли экономически активного населения, отмечает эксперт.
«В долгосрочной перспективе, безусловно, возможно качественное улучшение ситуации, - говорит Клягин. - Но многое будет зависеть от реализации эффективной государственной политики в этой сфере. Необходимые условия стабилизации демографических трендов - общее повышение уровня жизни, развитие сферы здравоохранения, укрепление института семьи, поддержка многодетности. Ключевым будет оставаться и вопрос миграционной политики. Уже сегодня России необходимо расширение миграционного притока, хотя это, понятно, создает дополнительные риски, в том числе, социальные, однако, они в целом могут быть нивелированы за счет активного развития программ, направленных на социально-культурную и экономическую интеграцию мигрантов».
Тем временем многих наблюдателей возмущает, что пообещавший россиянам «золотые горы» Владимир Путин ушел в сторону и делает вид, что ему неизвестны проблемы катастрофического недофинансирования госпрограммы, грозящие гибелью миллиону россиян.