«Газпром» приостанавливает строительство трубопроводной системы «Южный коридор», начавшееся три года назад. В письме к руководителям трех «дочек» предприятия член правления «Газпрома» Сергей Прозоров попросил приостановить инвестиционные проекты по расширению «Южного коридора». В частности, речь идет о том, чтобы работы по строительству части газотранспортной инфраструктуры были остановлены с 1 июля до тех пор, пока компаниям не дадут особое разрешение на их возобновление.
Отметим, что еще в мае глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил: ввод «Турецкого потока» в эксплуатацию начнется уже в декабре 2016 года. Зампредседателя правления компании Александр Медведев, в свою очередь, в июне заявил, что поставки газа в Европу по новому трубопроводу начнутся в 2020 году.
Как утверждают источники, компания приостанавливает работы по восточной, наиболее затратной ветке газопровода. Строительство западной ветки планируется завершить. Как поясняют знакомые с ситуацией источники, работы на западной ветке практически завершены, тогда как восточная находится, по сути, на начальном этапе строительства.
В соответствии с проектом западная нитка «Южного коридора» протянется на 881 км и будет иметь четыре новые компрессорные станции, протяженность восточной нитки составит 1626 км, на ней будут располагаться шесть компрессорных станций. В последний раз стоимость проекта существенно повышалась осенью 2013 года до 715 млрд. рублей. Сейчас, с учетом инфляции, эта сумма окажется еще больше. На начало 2015 года «Газпром» инвестировал в проект порядка 300 млрд. рублей, еще 278 млрд. рублей планировалось вложить в течение года. Эксперты не берутся оценить, какую сумму сэкономит «Газпром», сократив работы по проекту. Они отмечают: как правило, крупные проекты не останавливаются на стадии реализации, поскольку это сопряжено с большими расходами. При этом аналитики допускают, что основные потери понесут подрядчики.
Если строительство замороженных участков «Южного коридора» не возобновится, потери компаний-подрядчиков составят 120 млрд. рублей, поскольку прокладка километра трубы на сухопутном участке обходится примерно в 150 млн. рублей, из которых 80% отдают подрядчику.
«Южный коридор» – система газопроводов, связующее звено между морской и сухопутной частями сначала «Южного потока», а теперь «Турецкого потока», основные параметры и часть маршрута которых идентичны. По планам компании газ для морской части трубопровода пойдет по двум трубам восточного и западного маршрутов «Южного коридора», одна - для поставок по первой и второй нитям «Турецкого потока» (предназначены для снабжения газом непосредственно Турции), вторая - для третьей и четвертой нитей. Однако переговоры с Турцией о прокладке нового трубопровода идут очень тяжело.
Заморозка «Южного коридора» означает, что компания не планирует увеличения мощности «Турецкого потока» более чем до 32 млрд. кубометров газа в год.
Таким образом, стратегия «Газпрома» по диверсификации маршрутов поставки газа (а компания не скрывает, что цель новых газопроводов – поставка газа в Европу в обход Украины) вновь кардинально изменилась. В середине июня газовый монополист объявил о расширении «Северного потока». Реализация этого проекта позволит обеспечить мощность в 55 млрд. кубометров газа в год, что, в свою очередь, даст возможность ограничиться только двумя нитками «Турецкого потока».
Отметим, что европейских партнеров «Газпрома» столь стремительная смена планов приводит в замешательство. По словам Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, это свидетельствует о допущенных стратегических просчетах.