18+
  1. Генералов спас Якунина?

Генералов спас Якунина?

Генералов спас Якунина?
Жаркое лето в России сменилось не менее жаркой осенью, щедрой на увольнения высокопоставленных управленцев. После отставок мэра Москвы Юрия Лужкова и президента «Роснефти» Сергея Богданчикова эксперты заговорили и о других грядущих кадровых чистках.

Прочили в скорейшие отставники, например, главу «Газпрома» Алексея Миллера, правда, пока что слухи эти усиленно опровергаются. Главе МВД Рашиду Нургалиеву журналисты уже и преемника «присмотрели» - главу ФСИН Александра Реймера. Как уже ранее писала газета «Век», среди других кандидатов на немилость - министр транспорта Игорь Левитин, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов и президент РЖД Владимир Якунин.

Последний, кстати, словно опровергая слухи, вчера отчитался перед Владимиром Путиным о последних успехах, достигнутых его ведомством на международном рынке. В ходе публичного размещения акций дочерней компании РЖД «ТрансКонтейнер» монополисту удалось привлечь $388 миллионов. «Спрос превысил предложение приблизительно на 30%. Нам удалось разместиться лучше, чем мы планировали в пессимистическом варианте», - доложил Якунин Владимиру Путину. Жалко, что премьер-министр не уточнил, почему рост спроса над предложением не повлек за собой роста стоимости акций, как это описывают законы рынка. Как результат это позволило бы компании с государственным участием привлечь на пользу России куда больше $388 миллионов. Как это, например, случилось во время IPO Mail.ru, в ходе которого была также зафиксирована «история сильного роста». Спрос на акции Mail.ru Group выросли за первый же день торгов на 41%, потому и цены на них взлетели соответственно. Бумаги же «ТрансКонтейнер» так и не превысили нижней границы, заявленной во время предварительных торгов. Более того, желающие купить ценные бумаги, в понедельник, наблюдали котировки даже ниже цены размещения, что свидетельствует об обратном - интерес у инвесторов не велик.

Видимо, у РЖД своя арифметика и свои взгляды на бизнес. Достаточно вспомнить историю с прачечными транспортной монополии, которые стирают белье для пассажиров поездов дальнего следования. Уж казалось бы, кто здесь мешал монополисту нанять грамотных менеджеров, развивать бизнес и направлять доходы от этой услуги на развитие компании? Но нет: пока прачечными занималась РЖД, они приносили одни убытки. Возможно, стоит задуматься о компетентности людей занимающих свои кресла. Пришлось сдать прачки в аренду и что же?

«Этот рынок поделили пять компаний… рост их выручки после подписания контракта с РЖД впечатляет (данные СПАРК). У «Риквэст-сервиса» — в 7 раз за три года (2005 г. — 129,5 млн руб., 2008 г. — 907,5 млн руб.), у «Мастер клининга» — почти в 10 раз за год (2008 г. — 166,9 млн руб., 2009 г. — 1,6 млрд руб.), у «Немецкой марки» — в 58 раз за два года (2006 г. — 7 млн руб., 2008 г. — 404,5 млн руб.)», - писали «Ведомости».

Наверно надо процитировать еще одну немаловажную часть данной статьи: «Кому же доверила свои «объемы» РЖД? Информация о прачечных тендерах была опубликована на сайте монополии, но среди их участников «Ведомостям» не удалось обнаружить ни одной компании, кроме пяти названных выше. «Мы просто не знали об этих конкурсах», — объясняет сотрудник «Стандарта чистоты», тоже крупной индустриальной прачечной. Из пятерки компаний, ставших арендаторами РЖД, опыт прачечной работы к тому времени был только у одной — петербургской сети «Немецкая марка». Остальные создавались с нуля специально под железнодорожную реформу, а среди их бенефициаров — люди, не чужие железной дороге».

Далее издание приводит имена и фамилии учредителей компании, среди них: «Риквэст-сервисом» владел Валерий Филатов — бывший президент и совладелец футбольного клуба «Локомотив» (принадлежит РЖД), Вячеслав Резчиков, сейчас он председатель совета директоров группы компаний «Дормашинвест», а кроме того, занимается реконструкцией железнодорожных путей и поставляет РЖД различные комплектующие и т.д. Что уж говорить, если у одной из компаний был совладелец в лице дочери Министра транспорта Игоря Ливитиа – Юлии.

Как же тогда компания, не сумевшая извлечь выгоду даже из стирки белья, сумела провести качественное IPO с 30-процентным превышения спроса над предложением? Напомним, как развивалась ситуация. Еще в апреле совет директоров РЖД одобрил продажу 35% акций «ТрансКонтейнера», а в мае генеральный директор компании Петр Баскаков заявил сроки road show – октябрь. Далее все пошло по плану: правительство и совет директоров РЖД одобрили продажу 35% минус 2 акции «ТрансКонтейнера», компания провела необходимые процедуры, 12 ноября начались торги.

И сразу началось то, чего никто не ожидал. «Интерфаксу» стало известно о появлении у компании нового крупного акционера - группы FESCO Сергея Генералова. Директор по финансовому рынку «Трансконтейнера» Сергей Жемчугов подтвердил «Веку» - FESCO купила у Баскакова 12,5% акций, оставив эту сделку без комментариев. Зато ее начали комментировать другие. Зачем прямому конкуренту «дочки» РЖД столь маленький пакет?

«Мы ожидали от FESCO большего - что она станет не портфельным инвестором, а купит железнодорожного оператора поменьше, чем «ТрансКонтейнер», но зато будет иметь в нем контроль. Пакет «ТрансКонтейнера» не сильно поможет группе в стратегическом развитии», - заявил аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Аналитики Rye, Man & Gor Securities высказались более определенно: «Мы оцениваем новость как негативную для компании», - говорится в аналитической записке RMG.

12,5% акций, которые купила группа FESCO - это как раз треть выброшенных на рынок 35% бумаг «ТрансКонтейнера». А тот факт, что за время торгов акции не подорожали, говорит о реально низком спросе на них со стороны других участников рынка – по-видимому, FESCO просто заткнула дыру, которая могла обрушить акции, а то и вовсе сорвать торги, если бы «ТрансКонтейнер» не пожелал эту стоимость снижать. Как бы в этом случае господин Якунин смотрел в глазу Владимиру Путину, рассказывая о своей компании, которая, невзирая на миллиардные бюджетные вливания, в том числе, и на подготовку «ТрансКонтейнера» к IPO, осталась на рынке никому не интересной?

«Структура Генералова сделала столь невыгодное для себя приобретение с расчетом на будущее, - полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Да, поговаривают о скорой отставке Якунина, но сегодня об этом говорят - а завтра он проводит «блестящее» размещение акций на рынке и РЖД показывает себя современной, эффективной и динамично развивающейся структурой. И правительство, возможно, еще подумает – убирать ли президента или пусть работает дальше? И разве после этого Якунин забудет господина Генералова, который вовремя подставил плечо и помог ему».

Интересно в этой связи, почему только западные аналитики подмечают очевидную для FESCO нерентабельность вложений в бумаги «ТрансКонтейнера»? Почему те же «Ведомости», готовые копаться в грязном белье монстра-монополиста, ограничиваются в описании сделки лишь официальными отчетами Якунина о 30% превышении спроса над предложением? Возможно, все дело – в недавнем интервью с президентом РЖД, появившемся в газете как раз накануне IPO. Собственно об экономике, эффективности компании, ее перспективах и о том же IPO деловое издание поговорило вскользь, мимоходом. В основном речь шла о количестве терактов, которые сотрудники РЖД предотвратили на пути следования поездов, о повышенном интересе инвесторов к проектам компании, о Собянине как очень четком и конкретном руководителе, а также о том, какой господин Якунин хороший и заботливый отец.

Как здесь не почувствовать умелую руку известного пиарщика, а по совместительству вице президента транспортной монополии Сергея Михайлова? Наверняка основателю PR-агентства «Михайлов и партнеры» не составило труда в нужный момент, если не изменить полностью политику солидного делового издания то, по крайней мере «отвлечь» внимание от предстоящей скандальной ситуации, по отношению к своему шефу.

По сведениям «Века», подобное интервью, если оно было заказным, обходится заинтересованной стороне примерно в 40 тысяч долларов. Представитель агентства «ИМА-консалтинг» подтвердил в разговоре с «Веком»: проплаченные материалы в федеральной прессе – дело обычное. «Все дело в цене и теме, которую нужно осветить в той или иной газете, - сообщили в агентстве. – Или, если это интервью, в масштабе фигуры интервьюируемого. Например, вряд ли газеты федерального пула типа «Ведомостей» или «Коммерсанта» напишут об открытии какой-нибудь районной электроподстанции в Сибири. И вот еще что. Если вы один раз разместите проплаченный материал о своем заказчике, больше эта газета ни за что не напишет о нем бесплатно. Зачем, если они знают, что вы готовы платить за публикации такие хорошие деньги?».

Вполне естественно, что масштаб фигуры Якунина удовлетворил солидное издание и, наверняка, у главы РЖД, если понадобится, хватит денег и для дальнейших публикаций. Дело в другом. Эдуард Худайнатов, возглавивший «Роснефть» после Сергея Богданчикова, уже начал реформы в компании. Сергей Собянин развил на посту мэра Москвы столь бурную деятельность, что сегодня правление его предшественника кажется брежневским застоем. Те, кто сменят Нургалиева и Чемезова, несомненно, также начнут с реформ – хотя бы потому, что захотят выслужиться и оправдать доверие правительства. Пожирающему бюджетные деньги и, тем не менее, погрязшему в долгах ОАО РЖД тоже необходимы новые управленцы. Которые хотя бы на первых порах будут улучшать показатели компании, а не рисовать проценты. И которые точно сделают все, чтобы следующим летом россияне не ездили на свои дачи на крышах электричек, как они это делают при Якунине.