Генералов спас Якунина?

Генералов спас Якунина?
Жаркое лето в России сменилось не менее жаркой осенью, щедрой на увольнения высокопоставленных управленцев. После отставок мэра Москвы Юрия Лужкова и президента «Роснефти» Сергея Богданчикова эксперты заговорили и о других грядущих кадровых чистках.

Прочили в скорейшие отставники, например, главу «Газпрома» Алексея Миллера, правда, пока что слухи эти усиленно опровергаются. Главе МВД Рашиду Нургалиеву журналисты уже и преемника «присмотрели» - главу ФСИН Александра Реймера. Как уже ранее писала газета «Век», среди других кандидатов на немилость - министр транспорта Игорь Левитин, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов и президент РЖД Владимир Якунин.

Последний, кстати, словно опровергая слухи, вчера отчитался перед Владимиром Путиным о последних успехах, достигнутых его ведомством на международном рынке. В ходе публичного размещения акций дочерней компании РЖД «ТрансКонтейнер» монополисту удалось привлечь $388 миллионов. «Спрос превысил предложение приблизительно на 30%. Нам удалось разместиться лучше, чем мы планировали в пессимистическом варианте», - доложил Якунин Владимиру Путину. Жалко, что премьер-министр не уточнил, почему рост спроса над предложением не повлек за собой роста стоимости акций, как это описывают законы рынка. Как результат это позволило бы компании с государственным участием привлечь на пользу России куда больше $388 миллионов. Как это, например, случилось во время IPO Mail.ru, в ходе которого была также зафиксирована «история сильного роста». Спрос на акции Mail.ru Group выросли за первый же день торгов на 41%, потому и цены на них взлетели соответственно. Бумаги же «ТрансКонтейнер» так и не превысили нижней границы, заявленной во время предварительных торгов. Более того, желающие купить ценные бумаги, в понедельник, наблюдали котировки даже ниже цены размещения, что свидетельствует об обратном - интерес у инвесторов не велик.

Видимо, у РЖД своя арифметика и свои взгляды на бизнес. Достаточно вспомнить историю с прачечными транспортной монополии, которые стирают белье для пассажиров поездов дальнего следования. Уж казалось бы, кто здесь мешал монополисту нанять грамотных менеджеров, развивать бизнес и направлять доходы от этой услуги на развитие компании? Но нет: пока прачечными занималась РЖД, они приносили одни убытки. Возможно, стоит задуматься о компетентности людей занимающих свои кресла. Пришлось сдать прачки в аренду и что же?

Реклама на веке
Как разместить

«Этот рынок поделили пять компаний… рост их выручки после подписания контракта с РЖД впечатляет (данные СПАРК). У «Риквэст-сервиса» — в 7 раз за три года (2005 г. — 129,5 млн руб., 2008 г. — 907,5 млн руб.), у «Мастер клининга» — почти в 10 раз за год (2008 г. — 166,9 млн руб., 2009 г. — 1,6 млрд руб.), у «Немецкой марки» — в 58 раз за два года (2006 г. — 7 млн руб., 2008 г. — 404,5 млн руб.)», - писали «Ведомости».

Наверно надо процитировать еще одну немаловажную часть данной статьи: «Кому же доверила свои «объемы» РЖД? Информация о прачечных тендерах была опубликована на сайте монополии, но среди их участников «Ведомостям» не удалось обнаружить ни одной компании, кроме пяти названных выше. «Мы просто не знали об этих конкурсах», — объясняет сотрудник «Стандарта чистоты», тоже крупной индустриальной прачечной. Из пятерки компаний, ставших арендаторами РЖД, опыт прачечной работы к тому времени был только у одной — петербургской сети «Немецкая марка». Остальные создавались с нуля специально под железнодорожную реформу, а среди их бенефициаров — люди, не чужие железной дороге».

Далее издание приводит имена и фамилии учредителей компании, среди них: «Риквэст-сервисом» владел Валерий Филатов — бывший президент и совладелец футбольного клуба «Локомотив» (принадлежит РЖД), Вячеслав Резчиков, сейчас он председатель совета директоров группы компаний «Дормашинвест», а кроме того, занимается реконструкцией железнодорожных путей и поставляет РЖД различные комплектующие и т.д. Что уж говорить, если у одной из компаний был совладелец в лице дочери Министра транспорта Игоря Ливитиа – Юлии.

Как же тогда компания, не сумевшая извлечь выгоду даже из стирки белья, сумела провести качественное IPO с 30-процентным превышения спроса над предложением? Напомним, как развивалась ситуация. Еще в апреле совет директоров РЖД одобрил продажу 35% акций «ТрансКонтейнера», а в мае генеральный директор компании Петр Баскаков заявил сроки road show – октябрь. Далее все пошло по плану: правительство и совет директоров РЖД одобрили продажу 35% минус 2 акции «ТрансКонтейнера», компания провела необходимые процедуры, 12 ноября начались торги.

И сразу началось то, чего никто не ожидал. «Интерфаксу» стало известно о появлении у компании нового крупного акционера - группы FESCO Сергея Генералова. Директор по финансовому рынку «Трансконтейнера» Сергей Жемчугов подтвердил «Веку» - FESCO купила у Баскакова 12,5% акций, оставив эту сделку без комментариев. Зато ее начали комментировать другие. Зачем прямому конкуренту «дочки» РЖД столь маленький пакет?

«Мы ожидали от FESCO большего - что она станет не портфельным инвестором, а купит железнодорожного оператора поменьше, чем «ТрансКонтейнер», но зато будет иметь в нем контроль. Пакет «ТрансКонтейнера» не сильно поможет группе в стратегическом развитии», - заявил аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Аналитики Rye, Man & Gor Securities высказались более определенно: «Мы оцениваем новость как негативную для компании», - говорится в аналитической записке RMG.

12,5% акций, которые купила группа FESCO - это как раз треть выброшенных на рынок 35% бумаг «ТрансКонтейнера». А тот факт, что за время торгов акции не подорожали, говорит о реально низком спросе на них со стороны других участников рынка – по-видимому, FESCO просто заткнула дыру, которая могла обрушить акции, а то и вовсе сорвать торги, если бы «ТрансКонтейнер» не пожелал эту стоимость снижать. Как бы в этом случае господин Якунин смотрел в глазу Владимиру Путину, рассказывая о своей компании, которая, невзирая на миллиардные бюджетные вливания, в том числе, и на подготовку «ТрансКонтейнера» к IPO, осталась на рынке никому не интересной?

«Структура Генералова сделала столь невыгодное для себя приобретение с расчетом на будущее, - полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Да, поговаривают о скорой отставке Якунина, но сегодня об этом говорят - а завтра он проводит «блестящее» размещение акций на рынке и РЖД показывает себя современной, эффективной и динамично развивающейся структурой. И правительство, возможно, еще подумает – убирать ли президента или пусть работает дальше? И разве после этого Якунин забудет господина Генералова, который вовремя подставил плечо и помог ему».

Интересно в этой связи, почему только западные аналитики подмечают очевидную для FESCO нерентабельность вложений в бумаги «ТрансКонтейнера»? Почему те же «Ведомости», готовые копаться в грязном белье монстра-монополиста, ограничиваются в описании сделки лишь официальными отчетами Якунина о 30% превышении спроса над предложением? Возможно, все дело – в недавнем интервью с президентом РЖД, появившемся в газете как раз накануне IPO. Собственно об экономике, эффективности компании, ее перспективах и о том же IPO деловое издание поговорило вскользь, мимоходом. В основном речь шла о количестве терактов, которые сотрудники РЖД предотвратили на пути следования поездов, о повышенном интересе инвесторов к проектам компании, о Собянине как очень четком и конкретном руководителе, а также о том, какой господин Якунин хороший и заботливый отец.

Как здесь не почувствовать умелую руку известного пиарщика, а по совместительству вице президента транспортной монополии Сергея Михайлова? Наверняка основателю PR-агентства «Михайлов и партнеры» не составило труда в нужный момент, если не изменить полностью политику солидного делового издания то, по крайней мере «отвлечь» внимание от предстоящей скандальной ситуации, по отношению к своему шефу.

По сведениям «Века», подобное интервью, если оно было заказным, обходится заинтересованной стороне примерно в 40 тысяч долларов. Представитель агентства «ИМА-консалтинг» подтвердил в разговоре с «Веком»: проплаченные материалы в федеральной прессе – дело обычное. «Все дело в цене и теме, которую нужно осветить в той или иной газете, - сообщили в агентстве. – Или, если это интервью, в масштабе фигуры интервьюируемого. Например, вряд ли газеты федерального пула типа «Ведомостей» или «Коммерсанта» напишут об открытии какой-нибудь районной электроподстанции в Сибири. И вот еще что. Если вы один раз разместите проплаченный материал о своем заказчике, больше эта газета ни за что не напишет о нем бесплатно. Зачем, если они знают, что вы готовы платить за публикации такие хорошие деньги?».

Вполне естественно, что масштаб фигуры Якунина удовлетворил солидное издание и, наверняка, у главы РЖД, если понадобится, хватит денег и для дальнейших публикаций. Дело в другом. Эдуард Худайнатов, возглавивший «Роснефть» после Сергея Богданчикова, уже начал реформы в компании. Сергей Собянин развил на посту мэра Москвы столь бурную деятельность, что сегодня правление его предшественника кажется брежневским застоем. Те, кто сменят Нургалиева и Чемезова, несомненно, также начнут с реформ – хотя бы потому, что захотят выслужиться и оправдать доверие правительства. Пожирающему бюджетные деньги и, тем не менее, погрязшему в долгах ОАО РЖД тоже необходимы новые управленцы. Которые хотя бы на первых порах будут улучшать показатели компании, а не рисовать проценты. И которые точно сделают все, чтобы следующим летом россияне не ездили на свои дачи на крышах электричек, как они это делают при Якунине.

Реклама на веке
Как разместить
Лишится ли «ЛУКОЙЛ» одной из лицензий? РЖД: скрытая реклама
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются