Гибель «Новороссийска»: случайность или теракт?

65 лет назад 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался советский линкор «Новороссийск». Погибли 604 моряка. Причина катастрофы до сих пор доподлинно неизвестна.

Обязанности вахтенного офицера на линкоре в ту ночь исполнял капитан-лейтенант Михаил Никитенко (ныне капитан первого ранга в отставке). Впоследствии он был моим первым командиром и кое-что, несмотря на запрет, прояснил про ЧП:

- Накануне линкор вернулся с учений и стал на якорь в Севастопольской бухте. Обстановка на корабле была штатной. Но в половине второго ночи под носовой частью линкора прогремел мощный взрыв. Ко мне на мостик поступала разрозненная информация с боевых постов. Вскоре стало ясно: в носовой части имеется огромная пробоина. Поначалу удалось выровнять корабль перекачкой мазута из цистерн с одного борта на другой. Но бак (носовая часть корабля) неуклонно погружался в воду, и на значительной части палубы уже плескались волны. Стало ясно: «Новороссийск» обречен. Вызванные спасатели успели снять с него лишь небольшую часть экипажа. В 4 часа 15 минут линкор перевернулся, став братской могилой для сотен моряков...

Для выяснения причин трагедии, - продолжил свой рассказ Никитенко, - тут же была создана правительственная комиссия. Акт расследования засекретили на долгие десятилетия. Нам лишь сообщили, что комиссия пришла к выводу, будто гибель «Новороссийска» произошла в результате взрыва старой немецкой мины, которую зацепил якорь. Но я никогда не верил в эту версию. Ведь для того, чтобы разворотить бортовую броню линкора на площади в десяток квадратных метров, по самым скромным подсчетам, потребовалось бы несколько сот килограммов взрывчатки. Таких мин в реальности нет.

Реклама на веке

В начале 90-х годов прошлого столетия мне, журналисту военного издания, довелось ознакомиться с этим актом, рассекреченным в 1992 году. Поразило то, что в нем не содержалось ничего такого, что могло бы составлять военную или государственную тайну. Похоже, что подписавшие акт сделали все, чтобы его засекретить по причине вопиющей необоснованности сделанного ими вывода о гибели «Новороссийска» в результате взрыва старой мины. Списать все на случайную мину было выгодно всем - меньше голов полетит по результатам расследования. Правда, в акте упоминалась и другая версия взрыва - диверсионная.

Напомню, «Новороссийск» раньше назывался «Джулио Чезаре» и в годы Второй мировой войны был флагманом военно-морских сил фашистской Италии. После победы в Великой Отечественной войне он достался Советскому Союзу. Уже в то время в западной прессе появилось заявление итальянского контр-адмирала - князя Боргезе, командовавшего соединением боевых подводных пловцов-диверсантов, в котором он поклялся, что его питомцы не допустят «службы Советам итальянского флагмана» и взорвут его во что бы то ни стало. Правда, правительственная комиссия по этому поводу сделала, на мой взгляд, вполне резонный вывод: боевые пловцы князя Боргезе были бы не в состоянии незаметно доставить в Севастопольскую бухту несколько сот килограммов взрывчатки, способной пробить 20-сантиметровую броню линкора.

Позже данную тему довелось обсуждать с одним из бывших военно-морских экспертов комиссии, капитаном первого ранга в отставке Николаем Гарматенко. Он вспоминал:

- В кулуарах комиссии многие эксперты шепотком высказывали подозрение, что гибель «Новороссийска» - все-таки дело рук головорезов князя Боргезе. Дело в том, что им не нужно было тащить сотни килограммов взрывчатки в Севастопольскую бухту, ведь незадолго до передачи линкора советской стороне итальянцы зачем-то значительно нарастили его носовую часть. Наш экипаж, принимавший «Джулио Чезаре», сразу же обратил внимание на свежие сварные швы в районе бака и форштевня. Не заложена ли там взрывчатка? Но проверить это в условиях чужого порта не представлялось возможным. Да и не было еще достаточно точной рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Экипаж на свой страх и риск вывел линкор в море. Плавание прошло без ЧП, и первоначальные тревоги отошли в тень. Потом и вовсе команда на корабле поменялась, а, значит, о возможном подвохе подзабыли. Подводным же диверсантам в такой ситуации вовсе и не нужно было проникать в Севастопольскую бухту. Они могли в нейтральных водах прикрепить к носовой части линкора небольшую магнитную мину с часовым механизмом, способную взорвать заложенный ранее на линкоре мощный заряд.

Безусловно, эта версия так и просится в сюжет приключенческого фильма и не имеет ни малейшего официального подтверждения. Но очевидно и то, что она хоть как-то объясняет все странности взрыва линкора. В отличие от официальной трактовки причины трагедии.

Реклама на веке
Нищета стариков заложена в Конституции «Дежурные наркотики» тюменских полицейских