Гибель Су-30СМ в Сирии: расследование «Века»

В Сирии произошла очередная авиакатастрофа – падение вертолета. Есть ли связь между гибелью вертолетчиков и недавним падением истребителя Су-30СМ? Для начала мы попытались разобраться, что же произошло с Су.

Названа предварительная причина падения российского истребителя Су-30СМ после взлета с авиабазы Хмеймим в Сирии. Издание «Коммерсант» со ссылкой на источник в Минобороны РФ сообщило, что после взлета с авиабазы в одном из двигателей истребителя резко упала тяга. Попытка пилотов спасти самолет не удалась: Су-30СМ начал валиться влево и рухнул в море неподалеку от сирийского города Джабли. У истребителя от удара якобы оторвались левое крыло и хвост. 3 мая в Минобороны заявили, что причиной катастрофы Су-30СМ могла стать птица, попавшая в двигатель, и что самолет не был обстрелян.

Версия с попаданием птицы в воздухозаборник двигателя была обсуждена в экспертном сообществе, причем в критическом ракурсе. Как известно, на Су-30СМ установлены два двухконтурных форсированных турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что делает истребитель сверхманевренным. В случае отказа одного двигателя Су-СМ может совершить посадку и на оставшемся за счет управления вектором тяги и хвостовым оперением.

На военных авиафорумах профессиональные пилоты предположили, что причиной катастрофы стал эффект неожиданности: «резкое пропадание тяги на одном двигателе, второй прет и происходит разворачивающий момент. Учесть, что взлет был с тангажем под 35-40 градусов, крыло со стороны работающего двигателя становится на прямой поток и происходит заброс Су, после чего начинается вращение».

Реклама на веке

Российский военкор Семен Пегов со ссылкой на очевидцев катастрофы сообщил, что «двигатель Су-30 заглох через 40 секунд после взлета на высоте порядка 200 метров. Перед тем как удариться о воду, истребитель перевернулся в воздухе как минимум 3 раза и затем упал в воду левым боком хвостом вниз». В принципе сообщение Пегова работает на гипотезу о мгновенном отказе одного из двигателей и внезапном возникновении «разнотяга», что и привело к быстрому вращению самолета и его падению в море.

В данном случае критичным является именно эффект неожиданности. Для сравнения можно привести пример катастрофы в феврале 2012 года самолета Су-30МК2 (экипаж: подполковник В. Кирилин и капитан А. Горшков) во время полета по плану приемо-сдаточных испытаний Комсомольского авиазавода под Хабаровском. При взлете начался пожар в правом двигателе, но мгновенного отказа двигателя и системы управления не было. Когда стало ясно, что самолет не спасти, экипаж получил команду на катапультирование. Самолет упал в горной местности, командир экипажа получил перелом ребер во время катапультирования. Если бы не отказ системы управления, было бы возможно продолжить полет на одном двигателе.

Высокая живучесть истребителей «Сухого» при отказе одного из двигателей подтвердилась во время резонансной катастрофы во Франции 12 июня 1999 года. На открытии авиасалона в Ле Бурже во время выполнении комплекса фигур высшего пилотажа истребитель Су-30МК (В. Аверьянов - летчик-испытатель и В. Шендрик – штурман) сорвался в штопор и задел хвостом землю. В одном из двигателей начался пожар - разорвались трубопроводы, и в гидросистему отклонения вектора тяги прекратилась подача топлива. Используя второй двигатель, который также начал гореть, самолет набрал высоту в 60 м, после чего летчики катапультировались. Оба пилота не получили никаких травм.

Возвращаясь к недавней авиакатастрофе Су-30СМ в Сирии, отметим, что в ряде российских СМИ версия попавшей в двигатель птицы была поставлена под сомнение. В эфире радио «Говорит Москва» мастер спорта по высшему пилотажу Андрей Красноперов заявил, что одна птица не могла стать причиной крушения российского истребителя Су-30СМ и чтобы у самолета возникли проблемы сразу с двумя двигателями, он должен был попасть в стаю птиц.

«Тут ситуация: боевые летчики, два грамотных аса, и чтобы из-за птички такая ситуация?.. На моей памяти есть такое, что попадает птица размера цапли в двигатель, тогда двигатель встает колом. Но это надо, чтобы попало в два двигателя две цапли как минимум. Потому что если в один попадает, то он на другом прекрасно летает», - отметил Красноперов.

По версии этого эксперта самолету могло что-то помешать при взлете.

На самом деле, вероятность попадания в воздухозаборники взлетающего с авиабазы Хмеймим самолета сразу целой стаи птиц достаточно высока. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть соответствующие видеоролики, размещенные в YouTube в большом количестве.

Кстати, этот факт проиллюстрировала британская газета «Экспресс», сопроводив свое сообщение о гибели Су-30СМ в Сирии видеороликом, на котором взлет и посадку российских истребителей на авиабазе Хмеймим сопровождает эскорт огромных птичьих стай.

Представляется довольно странным, что на авиабазе Хмеймим не применяют распространенный и недорогой способ отпугивания птиц - трансляцию из репродукторов криков пернатых хищников. Тем более, что боевики террористической организации ИГИЛ* заявили, что будут использовать дрессированных птиц для атак на самолеты ВКС РФ, назвав это «пернатым джихадом».

Вне зоны внимания российских СМИ остался странный факт, что если фамилия командира самолета объявлена (это майор Альберт Давидян), то о личности второго члена экипажа ничего не сообщается. На авиафорумах было высказано предположение, что им мог быть некий высокопоставленный военный, которому решили показать театр военных действий с высоты птичьего полета.

Нельзя не отметить специфику взлета самолетов с аэродромов, расположенных вблизи морского побережья. Во время взлета на самолет действует дополнительная подъемная сила от нагретого воздуха над взлетно-посадочной полосой. А когда самолет подлетает к берегу моря, эта подъемная сила исчезает, так как воздух над морем более прохладный. Если не учитывать это, то самолет может резко просесть по высоте. А если при этом совершается вираж (или вращение, как в данном случае), то последствия могут быть непредсказуемыми.

Как бы то ни было, все точки над «i» может поставить официальное расследование. Однако не исключено, что его результаты не будут объявлены общественности.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
Реклама на веке
Коррупционная экология «Жилищника» В Удмуртии учитель распространял интимные детские фото