Как заявил депутатам статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, законопроект устраняет пробел в законодательстве и регулирует порядок резервирования земель (к примеру, для строительства объектов инженерной инфраструктуры или атомной отрасли прим. авт.), возможность которого хотя и оговорена в Земельном и Градостроительном кодексах, но законодательно не установлена.
В соответствии с документом, решение о резервировании земель должно быть принято в течение 5 лет со дня утверждения документов территориального планирования. При этом срок резервирования не должен превышать срока действия этих документов и не должен быть более 20 лет.
Кроме того, для земельных участков, находящихся в частной собственности, в постоянном пользовании, пожизненно наследуемом владении или аренде, установлен предельный срок резервирования. Как отмечается в заключении Комитета Госдумы по собственности, ко второму чтению законопроекта предлагается ввести ограничения на использование участка в зависимости от целей резервирования. К тому же, в законопроекте планируется определить механизм компенсации затрат землепользователя, если его земельный участок был зарезервирован, но не был изъят по окончании срока резервирования.
По мнению экспертов, принятие законопроекта может вызвать новый виток социальной напряженности в России. Такой прогноз можно сделать, вспомнив недавние действия московских властей в Южном Бутово, приведшие к скандалу с собственниками жилья. Не исключено, что поводом для подобных решительных действий столичных чиновников стал подготовленный тогда Минэкономразвития и обнародованный законопроект, который МЭРТ только собирался передавать в Госдуму. Мало того, московские власти до сих пор проявляют своеобразную законодательную инициативу и предлагают не только резервировать земли с формулировкой для государственных нужд, но и узаконить процедуру изъятия и самое главное распространить ее на строительство социального жилья.
Депутат Московской городской думы Иван Новицкий в этой связи предлагает четко разъяснить в законопроекте, какой вид жилья можно причислить к категории социального. Очевидно, что к социальному жилью относится только то жилье, которое власти строят без помощи инвесторов, исключительно за счет бюджета, - заявил он. В противном случае чиновники будут иметь возможность изымать земли под прикрытием государственных нужд и передавать их инвесторам.
Если подобное произойдет, то реализация национального приоритетного проекта Доступное жилье гражданам России, ради выполнения которого и вносятся изменения в Земельный кодекс, окажется фикцией, - убежден Иван Новицкий.
В то же время, председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский убежден, что инициированные московским правительством поправки в Земельный кодекс практически не имеют шансов на принятие из-за своей неопределенности по отношению к правам собственника. Тем не менее правительственный чиновник, пожелавший остаться неизвестным, не исключает, что для реализации национального приоритетного проекта Доступное жилье гражданам России, федеральные власти могут пойти на ущемление интересов собственников. И в этом случае позиция депутатов Госдумы уже не будет играть решающей роли.