На них приходится порядка 20% расходов федерального бюджета. В 2006 г. на эти цели было выделено 800 млрд. руб. (3% ВВП). По мнению Медведева, в системе госзакупок должны быть гласные и прозрачные процедуры.
Напомним, что закон О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд вступил в силу 1 января 2006 года. В соответствии с этим документом были установлены прозрачные процедуры (через открытые торги и аукционы) закупок товаров и услуг государственными органами власти.
Система госзаказов стала одной из самых коррупционных, заявил Дмитрий Медведев. Но даже новые способы размещения заказов, в частности, через проведение аукционов по выбору поставщиков, пока неспособны полностью решить эту проблему. По словам замглавы МЭРТа Андрея Шаронова, одно из ведомств научилось готовить столь детальную информацию, что в результате торгов всегда оставалась всего одна заявка, а все остальные отсеивались. В то же время именно процедура аукционов, предусмотренная в законе о госзакупках, вступившем в силу с 1 января, позволила государству только за первые полгода сэкономить 56 млрд. руб.
Рекорд экономии принадлежит Росздраву, который после долгого сопротивления впервые в этом году провел закупки через систему аукционов. По словам Шаронова, в результате впервые в истории была отмечена экономия в 55% от стартовой цены.
По данным МЭРТ, объем закупок у естественных монополий в 1,5 раза больше, чем на государственном уровне. Так, за I полугодие 2006г. объем их закупок составил 621 млрд. руб. Но на конкурсных условиях было осуществлено 37% закупок, тогда как на федеральном - 66%. Таким образом, сообщил А.Шаронов, экономия средств у государства составляет 6,8%, у естественных монополий - 1,8%. В связи с этим А.Шаронов подчеркнул необходимость принятия поправок в закон О естественных монополиях, которые бы исправили сложившуюся ситуацию.
Как утверждает руководитель ФАС Игорь Артемьев*, реальная экономия от проведения конкурсов может составить до 150 млрд. рублей в год. Однако процедура проведения конкурса должна быть упрощена, необходимо ввести электронные аукционы и разместить информацию о проведении конкурсов в сети Интернет.
По состоянию на 17 августа 2006 г. ФАС России провела 151 плановую проверку за соблюдением законодательства о размещении заказов, по результатам проведения плановых проверок было выдано 104 предложения об устранении выявленных нарушений и 17 соответствующих предписаний, 93 внеплановых проверки за соблюдением законодательства о размещении заказов. По результатам проведения внеплановых проверок было выдано 62 предложения об устранении выявленных нарушений и 73 соответствующих предписания. По состоянию на 1 июля 2006 г. ФАС России также рассмотрела 26 обращений о согласовании размещения заказа путем проведения закрытого конкурса (аукциона), из них 24 обращения были согласованы, более 290 обращений о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), согласование получили 152 заказчика. Кроме того, ФАС России по состоянию на 1 июля 2006 г. рассмотрела 464 жалобы от участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчиков, конкурсных (аукционных, котировочных) комиссий, специализированных организаций. Из них 262 жалобы признаны обоснованными. По результатам рассмотрения указанных жалоб ФАС России выдано заказчикам 169 предписаний и 57 предложений об устранении выявленных нарушений. По состоянию на 20 июля 2006 г. Рособоронзаказ провел 22 плановых проверки за соблюдением законодательства о размещении заказов и 3 внеплановых проверки. В настоящее время предварительный прогноз объема закупаемой для федеральных государственных нужд продукции в 2007 году составляет 958 млрд. рублей.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин уверен, что до тех пор, пока Россия остается бюрократической страной, коррупцию победить в ней будет невозможно. Извечный недостаток государственных закупок в том, что они всегда получаются более дорогими, нежели осуществленные на основе рыночных операций, - отмечает эксперт. В странах с жесткой системой, предусматривающей обязательное проведение аукционов, эту проблему в значительной степени удалось преодолеть. Но как только речь заходит о российской действительности, система дает сбой, поскольку для наших чиновников откат - один из основных видов заработка.