С учетом того, что, как сообщает Коммерсантъ, совокупный федеральный и муниципальный заказ составляет 2,3 трлн. рублей, дополнительная экономия в 15% составит 345 млрд. рублей, то есть почти вдвое больше расходов государства на образование.
Как известно, с 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А в феврале нынешнего года постановлением правительства РФ О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд Федеральной антимонопольной службе было разрешено осуществлять эту деятельность. Правда, с одним исключением: контроль над размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу остался у нее по оборонному заказу.
В августе Федеральной антимонопольной службой были подведены первые итоги своей деятельности в сфере контроля за госзакупками. Как сообщил на состоявшейся позавчера пресс-конференции начальник управления ФАС России по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев, в январе-июне нынешнего года поступило 26 обращений о согласовании размещения заказов путем проведения закрытого конкурса (24 из них согласованы), 311 обращений о согласовании размещения заказов у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика (145 из них согласованы), 464 жалобы на действия или бездействия заказчика, конкурсной комиссии или специализированной организации (из них 262 жалобы ФАС признала обоснованными).
По результатам рассмотрения жалоб было выдано 169 предписаний, вынесено 57 требований по устранению нарушений, а общая сумма штрафов, взысканных в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, составила 302 тыс. рублей. Больше всего жалоб, как пояснил Михаил Евраев, поступило на Федеральное агентство по образованию и Пенсионный фонд.
Несмотря на обилие жалоб, чиновник ФАС оценивает новый закон о государственных закупках положительно. Раньше заказчик мог выбирать в качестве своего поставщика, исполнителя или подрядчика организацию по одному ему ведомому принципу. Сейчас это закончилось, - заявил Михаил Евраев Веку, поясняя разницу между прежним и новым законодательством. А на вопрос, почему не закончились злоупотребления масштаба тех, что были обнаружены Счетной палатой в июле (тогда выяснилось, что закупки медицинской техники на сумму 10 млрд. рублей в рамках национального проекта Здоровье были осуществлены Федеральным агентством по здравоохранению с нарушением законодательства), Михаил Евраев ответил, что закон только начинает реализовываться. Обеспечению же эффективного контроля, по его мнению, мешает нехватка кадров: Вопрос будет решен только после 1 января 2007 г., когда штат центрального аппарата ФАС России увеличится на 70 человек.
Заметим, что сейчас организационная структура службы в сфере контроля над государственным заказом проходит период становления, но, как пояснил Веку Михаил Евраев, предприниматели, обращаясь в антимонопольный орган, уже видят, что свои права можно защитить. В связи с этим мы ожидаем увеличения количества жалоб в геометрической прогрессии во втором полугодии 2006 г. Также мы начали плановые и неплановые проверки федеральных заказчиков по всей стране, в том числе федеральных и региональных органов власти, - добавил он.
По мнению Михаила Евраева, важная задача сегодня экономия на госзакупках, которая в настоящее время составляет около 5% от использования конкурсных процедур. Реально этот показатель можно повысить до 20%, но при условии искоренения коррупции в этой сфере. С учетом того, что, как сообщает Коммерсантъ, совокупный федеральный и муниципальный заказ составляет 2,3 трлн. рублей, дополнительная экономия в 15% составит 345 млрд. рублей, то есть почти вдвое больше расходов государства на образование.