Претензии касаются и прежних владельцев завода – самарскую группу «СОК», якобы, сохранившую свое влияние на предприятие. Как пояснили «Веку» сами «соковцы», «Ижавто» их прежний актив и никакой связи между ними на сегодняшний день нет».
Напомним, признать себя банкротом потребовало само «Ижавто» еще в августе нынешнего года. А незадолго до этого группа «СОК» формально перестала быть владельцем завода, передав свои активы нынешнему его руководству (к слову, выходцам из этой самой группы).
Накануне Генпрокуратура заявила, что следственный отдел при ОВД Устиновского района Ижевска возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства ОАО «Ижавто». В отношении завода совершены действия, «заведомо влекущие его неспособность расплатиться с кредиторами, расплатиться по обязательным платежам, и в результате заводу причинен крупный ущерб», - сообщает ведомство. Дело возбуждено 10 сентября и сейчас находится в производстве следственного отдела при ОВД. Обвинений пока никому не предъявлено.
На 30 июня общая задолженность «Ижавто» достигала 14,7 млрд. рублей, из которых 14,07 млрд. рублей - краткосрочная. Чистый убыток за первое полугодие составил 1,89 млрд. рублей при выручке 4,9 млрд. рублей. Основной кредитор предприятия - Сбербанк, которому автозавод должен 7,74 млрд. рублей, взятых под залог контрольного пакета акций «Ижавто».
В самой группе «СОК» крайне удивлены возбуждением этого уголовного дела. Как пояснили «Веку» в пресс-службе компании, по ходатайству того же Сбербанка уже проводилось две проверки – в июне и повторно в августе. «8 сентября было выдано постановление МВД о том, что признаков преднамеренного банкротства не выявлено, и оснований для возбуждения уголовного дела не имеется. А уже 10 сентября, якобы, уголовное дело все же было возбуждено. Это странно. Думаю, о том, как такое могло произойти, лучше спросить у Сбербанка», - сообщил представитель пресс-службы группы «СОК». Очевидно, что этим обращением Сбербанка в Генпрокуратуру кредитор хочет продемонстрировать, что не собирается ни о чем договариваться с группой полюбовно.
Финансовые проблемы «Ижавто» начались в декабре 2008 года. Главной причиной стала девальвация рубля, вследствие которой машинокомплекты Kia, проходившие сборку на заводе, подорожали, а рублевые цены на готовые автомобили остались прежними. Конвейер «Ижавто» был остановлен 29 апреля. Во втором квартале было уволено 45% сотрудников автозавода. Кроме всего прочего, бизнес-стратегия руководства предприятия привела к тому, что «Ижавто» остался ни с чем: без покупателя и без своих корейских партнеров. «Безусловно, решение менеджмента о развитии завода за счет заемных средств можно назвать просчетом. Но модель развития экономики состояла в том, что текущий бизнес в России осуществлялся за счет заимствований на внешнем рынке – и долги сегодня у многих. Основная проблема и в том, что «Ижавто» не имел собственного продукта, а о том, что он нужен, говорили давно. К тому же после того, как «АвтоВАЗ» изъявил желание приобрести «Ижавто» и не скрывал, что сотрудничество с корейцами ему не интересно – партнерство с основным заказчиком завода было свернуто. А затем «АвтоВАЗ» неожиданно для всех отказался от сделки», - пояснил представитель «СОКа».
По словам собеседника «Века», «АвтоВАЗ» тогда действительно не выполнил своих обещаний и реально подвел «Ижавто». Хотя будущая сделка уже была одобрена ФАС, а затем и советом директоров концерна. Но с наступлением кризиса у «вазовцев», как и у многих, стало плохо с наличными средствами, и они предложили другой вариант: обменять активы «Ижавто» на активы «Лада-сервис». «Менеджерам группы «СОК» оставалось лишь проверить равнозначность обмена. Договорились о том, что они будут допущены на предприятие для оценки. Аудит выявил значительные «дыры» в текущем состоянии «Лада-сервис», плюс то, что осуществлялся вывод активов из «Лада-сервис» через дилерские центры. Поэтому было предложено уменьшить стоимость актива, но «АвтоВАЗ», наоборот, ее повысил. Переговоры прекратились, произошел разрыв отношений», - сообщил представитель самарской группы.
Группа «СОК» в свое время вложила немало средств в «Ижавто», закупив новое оборудование, заключив договор с корейскими партнерами и реализовав собственный антикризисный план спасения. По сравнению с 2002 годом, когда завод фактически «лежал на боку», к середине 2008 года он показал значительный рост. Однако именно в кризисный год «соковцы» решили избавиться от этого актива, усложнив его судьбу. Кроме того, предприятию не была оказана ранее обещанная господдержка, в отличие, например, от того же «АвтоВАЗа». Завод начал превращаться в тонущий корабль. Не потому ли «СОК» принял решение скинуть свои активы? Напомним, в апреле самарская группа, владевшая контрольным пакетом ижевского завода, вывела активы, распределив 74,76 % акций «Ижавто» между дочерними компаниями автозавода – «Иж-комплект», «Гросс» и НОРЭКС.
«Группа «СОК» также продает и другие активы – любой бизнес имеет свою цену. В данном же случае, поскольку руководство группы «СОК» к тому времени уже свыклось с мыслью о продаже «Ижавто», этот актив для нас просто перестал быть интересен. Поэтому свою часть акций «соковцы» передали руководству «Ижавто» (к слову, состоящему из выходцев группы «СОК»)», - так пояснил «Веку» этот вопрос представитель пресс-службы группы.
Вопрос, что в результате этой сделки получила или не успела получить сама группа, пока не комментируется. Как заявили «Веку» в «СОКе»: «этот момент сейчас обсуждается». Однако, как было тут же предположено, вероятней всего, сторонам удастся договориться полюбовно, не вынося сор из избы.
Со Сбербанком, видимо, договориться не удастся. Как сообщили «Коммерсанту» юристы, факт возбуждения уголовного дела полностью развязывает руки следственным органам и значительно упрощает для них проведение абсолютно всех желаемых для них процедур - от комплексных проверок хозяйственной деятельности «Ижавто» до арестов. Причем, претензии могут быть предъявлены к любым структурам и лицам, которые могли быть заинтересованы в банкротстве предприятия - то есть как к его нынешним, так и к бывшим собственникам. Так что вопросы к «СОКу», скорей всего, все же возникнут.