18+
  1. «Инновации» метрополитена отправляются в оффшор

«Инновации» метрополитена отправляются в оффшор

«Инновации» метрополитена отправляются в оффшор
«В столичных судах разгорается битва за интеллектуальное наследие ныне покойного экс-начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева. Речь идет о патенте на автоматизированную пропускную систему пассажиров, который Гаев разработал совместно с неким Михаилом Муратовым и его супругой Ольгой Вайт еще в 1998 году.

Позже это изобретение было усовершенствовано Муратовым и на него был получен новый патент, который, по оценкам заинтересованных сторон, в настоящее время приносит в год до 1 млрд рублей. Сейчас на патент претендуют сам Муратов, а также бывшие чиновники, аффилированные с кипрским офшором Asinio Commercial Limited, - пишут 25 января «Известия».

Единоличным владельцем патента может стать именно Михаил Муратов, который «изобрел» турникет-валидатор вместе с ныне покойным главой столичной подземки Дмитрием Гаевым. До недавнего времени правом на использование изобретения обладала компания ООО «Солярус».

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», Муратов вместе со своей супругой, гражданкой Австралии Ольгой Вайт является владельцем 50-процентной доли в ООО «Солярус». Вторая половина принадлежит кипрской компании Asinio Commercial Limited, которая унаследовала свою долю от ЗАО «Фирма «ПР Телеком» (ее владелец — крупнейший акционер «Акадо» Юрий Припачкин, а один из основателей — экс-заместитель главы департамента транспорта Москвы Сергей Макаренко).

В 2011 году ревизоры Счетной палаты (СП), проверявшие сделки ГУП «Мосгортранс», сделали особый акцент на личности Сергея Макаренко, намекая на причастность высокопоставленного чиновника к заключению многомиллионного контракта с «Солярусом».

Фамилии Макаренко и Припачкина всплывали и раньше, в тот период, когда Дмитрий Гаев устанавливал турникеты-валидаторы в Московском метрополитене. Летом 2005 года мэр Москвы Юрий Лужков потребовал от чиновников бороться с выпуском контрафактных билетов. Компанию против мошенников возглавили первый заместитель мэра Юрий Росляк, генеральный конструктор ГЦП «Электронная Москва» Юрий Припачкин, начальник метрополитена Дмитрий Гаев и главный конструктор по внедрению информационных и коммуникационных технологий на транспорте Сергей Макаренко. В тот период никого не смущало, что контролируют деятельность московского метрополитена люди, имеющие непосредственное отношение к «Солярусу».

После внедрения в московском метро турникетов-валидаторов патент № 2176106 на их «изобретение» стал ключевым, и его решили выкупить у непосредственных правообладателей. 17 июля 2005 года Михаил Муратов заключил с ООО «Солярус» договор уступки своих прав за $10 млн.

Сумма должна была быть выплачена долями (не менее $2 млн каждая) в течение пяти лет. Однако на конец 2009 года Муратову было перечислено только чуть больше $4,5 млн, что позволило ему заявить в Арбитражный суд Москвы требование о возвращении патента. 6 августа 2012 года Муратов выиграл тяжбу в суде. Права на патент к тому времени он передал ЗАО «Смарт технологии», единоличными акционерами которой являются он сам и его супруга, а также ООО «Консультационное бюро «Союзинформ» (владелец — помощница Муратова Ирина Сергеева).

Кипрские совладельцы ООО «Солярус» тем не менее сдаваться не намерены. Они пробовали обжаловать решение о возвращении патента Михаилу Муратову, но неудачно. Теперь Asinio Commercial Limited использует последнюю возможность — подачу надзорной жалобы.

— Данный патент приносит ежегодно приблизительно до 1 млрд рублей, —поделился с «Известиями» Дмитрий Дорохин, представитель ЗАО «Территория права», которое защищает интересы кипрской компании в суде. — Действия Муратова похожи на мошенничество, поскольку он судился фактически с самим собой, то есть с компанией, директором которой является его ставленник. Asinio Commercial Limited сместить этого руководителя не могла, поскольку у компаньонов равные доли в ООО «Солярус». Причем наши доверители узнали о суде слишком поздно, их никто не уведомлял. Соответствующее заявление о мошенничестве мы готовим для подачи в правоохранительные органы. За патент Муратов получил от «Соляруса» $7 млн, хоть и отрицает этот факт.

Параллельно с тяжбой в арбитраже Asinio Commercial Limited пытается оспорить лицензионный договор с ЗАО «Смарт технологии», который Муратов заключил от имени «Соляруса». Ближайшее заседание по иску пройдет в конце февраля.

— Помимо этого мы намерены обратиться в патентное бюро, с тем чтобы изобретение Муратова было проверено на предмет новизны, поскольку множество его аналогов существует в других государствах, — продолжает Дмитрий Дорохин. — С точки зрения корпоративной этики и бизнеса это неправильно, но Муратов нам не оставляет другого выхода.

Один из основателей ООО «Солярус», по данным СП, Сергей Макаренко уже покинул правительство Москвы. С 2011 года он возглавляет фонд «Инновационные технологии и социум».

Генконструктор ГЦП «Электронная Москва» Юрий Припачкин в настоящее время — акционер компании «Акадо». Помимо этого он входит в правление фонда Сергея Макаренко. С бывшим чиновником его связывают не только деловые отношения, Припачкин и Макаренко прославились тем, что в 2011 году выиграли ралли ретро-машин в Москве на раритетном темно-зеленом Bentley 1929 года.

Основатель ООО «Солярус» Сергей Макаренко не смог прокомментировать иски. Юрий Припачкин через своего представителя передал, что не имеет никакого отношения к патентному спору, а также офшору Asinio Commercial Limited. Михаил Муратов и Ольга Вайт также не дали комментариев».

30 октября 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Гаев ушел, а патент остался. В семье» говорилось: «супруга и дети бывшего руководителя московского метрополитена Дмитрия Гаева унаследуют патент, за использование которого метро заплатило 112 млн.

Право на долю в патенте, из-за которого на экс-главу московского метро Дмитрия Гаева возбудили уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями, останется его семье. Гаев, скончавшийся 26 октября от онкологического заболевания на 61-м году жизни в Швейцарии, был женат и имел троих детей.

Среди держателей патента на изобретение "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте" помимо Гаева было еще трое бывших метрополитеновцев: Игорь Ермоленко, Александр Ершов и Александр Петров.

За использование изобретений, описанных в патенте, метрополитен перечислил его владельцам 112 миллионов рублей. В 2011 году именно это стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Дмитрия Гаева.

- Согласно российскому законодательству, право на интеллектуальную собственность переходит по наследству, в первую очередь наследникам первой очереди: родителям, супругам, детям, - пояснила Life news адвокат Людмила Романченко, представляющая интересы лидера ЛДПР Владимира Жириновского. - Им нужно в 6-месячный срок обратиться к нотариусу и заявить о своих правах на наследство.

Аналогичного мнения придерживается и адвокат Владимир Жеребенков, представлявший потерпевших на процессе по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.

- Наследство, в том числе и право на интеллектуальную собственность, перейдет детям, супруге или родителям, если иного не будет содержаться в завещании покойного, - считает адвокат Андрей Красненков, представляющий интересы главы Чечни Рамзана Кадырова. - В этом случае наследники могут оспорить завещание в суде.

Оставил ли Дмитрий Гаев завещание, пока неизвестно. Его адвокаты Рубен Маркарьян и Александр Аснис не комментируют вопросы наследства.

На работу в московский метрополитен Гаев пришел в 1990 году и сразу занял пост первого заместителя начальника. Следующий шаг по карьерной лестнице Дмитрий Владимирович совершил спустя пять лет, возглавив подземку.

Руководил столичным метро Дмитрий Гаев вплоть до 7 февраля 2011 года, пока новый московский градоначальник Сергей Собянин не отправил его в отставку.

Спустя полтора месяца, 23 марта 2011 года, Следственным департаментом МВД РФ в отношении Дмитрия Гаева было возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями".

Предметом уголовного разбирательства стал патент на изобретение "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте", которая была внедрена на метрополитене в 1997 году. А сам патент Гаевым был получен лишь год спустя. Вознаграждение за внедренное изобретение составило 112 млн рублей.

Спустя некоторое время уголовное дело было приостановлено: следствие пришло к выводу, что Гаев оформил патент законно», - сообщало Life news.