Как поясняют эксперты, эти поправки являются так называемым «законом-спутником» к закону о СМИ – иностранных агентах, который был принят в ноябре 2017 года. За год в него было внесено много поправок. Последние изменения, которые были приняты в ноябре 2018 года, предусматривают наложение административного штрафа на физических лиц в размере 10 тыс. рублей, на должностных лиц — 50 тыс. и на юрлиц — 500 тыс. рублей. За повторное нарушение граждан будут штрафовать на 50 тыс. рублей, должностных лиц — на 100 тыс. и юрлица — на 1 млн. рублей.
Такое наказание ожидает тех, кто распространяет материалы СМИ, признанных иностранными агентами, или же просто публикует «предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы», получая при этом иностранное финансирование. Чтобы избежать такого наказания, желающие работать с материалами СМИ-иностранных агентов или получать деньги из-за рубежа, необходимо учредить юрлицо для взаимодействия с Минюстом и в течение месяца после внесения в реестр уведомить об этом министерство. О своем статусе иностранного агента нужно упоминать в каждой публикации, а СМИ должны включать эту информацию и в выходные данные. В случае нарушения этого правила издание может быть заблокировано.
Понятие СМИ-«иностранные агенты» появилось в российском законодательстве в 2017 году. По состоянию на середину декабря такой статус имеют 9 изданий: «Голос Америки»********, «Радио Свободная Европа/Радио Свобода*****» (РСЕ/РС), телеканал «Настоящее время»*******, татаро-башкирская служба «Радио Свобода»****** (Azatliq Radiosi), «Сибирь. Реалии», «Idel. Реалии», «Фактограф»****, «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии».
Как отмечает в комментарии «Веку» депутат Госдумы от фракции КПРФ Алексей Куринный, размещение рекламы иностранными компаниями в СМИ не подпадает под рамки этого закона. Он распространяется на иностранное финансирование и участие в политической деятельности». Но, по мнению депутата, другое дело, что это достаточно размытые понятия. «У нас были случаи, когда организации, занимающиеся помощью больным детям, которые выставляли какую-то политическую повестку и имели иностранное финансирование, либо какую-то помощь от благотворительных иностранных организаций, могли быть и даже признавались иноагентами. Фракция КПРФ, как известно, этот законопроект не поддержала», - заявил депутат. По словам парламентария, формально в законе нет четкого понятия иноагента. Остается не ясным и то, как определить факт получения средств. «Формально можно будет признать физическое лицо иноагентом со всеми вытекающими последствиями. Четко это в законе не разграничено. И совершенно непонятно, как будет трактоваться закон и работать правоприменительная практика. «Мы не против того, чтобы СМИ с иностранным финансированием получали соответствующую пометку, что будет нормально, в том числе и для восприятия граждан. Но все остальное, что там накручено, на наш взгляд, лишнее», - заявил «Веку» Куринный.
По словам председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, деятельность зарегистрированных российских СМИ в отношении сотрудничества с иностранными организациями регулируется законом «О СМИ», где прописан запрет иностранцам иметь долю свыше 20% и установлено требование обязательной отчетности о получении средств из-за рубежа, а также законом «О рекламе». Действие нового закона на них не распространяется. Как отметил депутат в комментарии «Веку», закон создавался исключительно как ответная мера на недружественные действия со стороны западных администраций в отношении иностранных журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ, поэтому российская норма ориентирована на применение в отношении тех граждан, которые сотрудничают с иностранными лицами, признанными выполняющими функции иностранного СМИ-иноагента и получают за это вознаграждение.
«Это созвучно позиции Конституционного суда, определенной в ходе рассмотрения случаев присвоения статуса «иноагент» некоммерческим организациям, что при рассмотрении подобного рода случаев необходимо будет доказывать связь между распространением или изготовлением материалов иносми-иноагентов и получением за это вознаграждения», - заявил «Веку» Левин.
Что касается финансирования от российских юридических лиц, то, по словам депутата, речь идет о случаях, когда иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента, в соответствии с требованиями законодательства учреждает российское юридическое лицо и начинает работать через него на территории Российской Федерации.
Как говорит партнер юридической фирмы «Юстерс» Максим Чернавин, вступившие в силу поправки создают впечатление, что речь идет о двух типах иноагентов - физлиц: либо распространяющих информацию СМИ-иноагентов, либо получающих зарубежное финансирование и распространяющих любые материалы в Интернете. По словам его коллеги, старшего партнера адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрея Кузьмина, конечно, если человек распространяет собственный контент, как, например, блоггеры, и при этом получает деньги из-за границы, то он может и не быть иноагентом, но доказать это будет непросто. «Формально доход, получаемый от YouTube, является доходом от иностранной организации», — поясняет он. По мнению Чернавина, под получение зарубежного финансирования могут попасть и доходы граждан РФ от продажи товаров на онлайн-биржах (например, eBay) или же сдачи квартир внаем иностранцам (через сервисы вроде Airbnb).
Хотя авторы законопроекта неоднократно заверяли общественность в том, что принятие этих поправок никак не коснется обычных граждан, которые не принимают участия в общественно-политической деятельности, руководитель правозащитной организации «За права человека»* (ликвидирована в ноябре 2019 года Верховным судом РФ по требованию Минюста за нарушение закона об иногентах) Лев Пономарев*** говорит, что изначально такие же обещания были и по поводу юридических лиц. «Обещали лишь чаще проверять отчетность, но потом все же стали ущемлять в правах», — говорит эксперт. Он убежден, что новый закон станет своего рода кистенем в руках власти и правоохранительных органов. «Избирательное применение к тем, кто наиболее достал власть — оппозиция и правозащитники», - отметил Пономарев.
Шеф-редактор отдела «Литература» в Colta.ru Глеб Морев пишет: «Иностранные агенты» смогут писать в интернете только со специальной пометкой о своем статусе (что за пометка, предстоит решить Минюсту). Если пометки не будет или человек не захочет вставать на учет, его блог будет заблокирован Роскомнадзором. Но ведь фейсбук********* не будет никого блокировать из-за идиотского Роскомнадзора. Значит ли это, что заблокируют фейсбук? Или, как и сейчас, будут терпеть и утираться?»
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, комментируя закон, отмечает: «Чтобы понять суть закона об иностранных агентах, нужно понять, что для власти наша страна живет в состоянии войны. Только вместо самолетов и танков – медиа, а вместо бомбежек – санкции. Наша власть к этой войне оказалась не готовой, поэтому и действует крайне неэффективно. В своих действиях власть занимает двойственную позицию: с одной стороны, Россия не готова вернуться к концепции полного тоталитаризма, особенно в сфере экономики, но, с другой стороны, в сфере политики готова закручивать гайки. Лишить финансирования центр «Левада»**, наступить на горло «Карнеги», забанить DW – это вполне прикладные задачи, для решения которых и закон принять не жалко. Проблема лишь в том, что Третья мировая идет не за окном, а в головах, сидящих в башнях, а потому все происходящее - не эффективно и губительно для самой страны».
Обсуждаемые нами поправки вступят в силу 1 февраля 2020 года. И все опрошенные нами эксперты сходятся только в одном: законопроект открывает максимально широкие возможности для выборочного давления на отдельных физических или юридических лиц в зависимости от политической или общественной ситуации. Как законопроект будет действовать на практике, сможем понять уже только в следующем году.