К чему может привести блокада Шпицбергена?

К чему может привести блокада Шпицбергена?
Фото: http://ria.ru
Правительство Норвегии отказалось пропускать грузы из России на архипелаг Шпицберген, где живут и работают в том числе и российские граждане. На норвежском контрольно-пропускном пункте Стур-Скуг уже находится 20 тонн различных грузов, включая продовольствие, а также запасные части для судов и автомобилей.

В связи с блокировкой грузов, предназначенных для российских полярников на Шпицбергене, МИД РФ направил ноту властям Норвегии. Сейчас, когда ведется подготовка к зимнему периоду, который начинается здесь уже в сентябре, особенно важно, чтобы все грузы поставлялись вовремя.

Архипелаг за Полярным кругом

Архипелаг Шпицберген состоит из нескольких островов. На Шпицбергене, который располагается в водах Северного Ледовитого океана, находится несколько небольших населенных пунктов, принадлежащих как Норвегии, так и России. Официально Шпицберген находится под контролем Норвегии. Однако он имеет особый статус, который закреплен в специальных международных документах. И сама территория архипелага, и прибрежные воды являются демилитаризованной зоной.

Реклама на веке

На острове Западный Шпицберген площадью 251 кв. км располагается российская зона, на территории которой находятся три поселка. Это действующий Баренцбург, в котором проживает около 500 человек, а также два законсервированных поселка Грумант и Пирамида, где в советское время велась активная добыча угля. В Пирамиде в настоящее время работает только несколько десятков ученых. В Баренцбурге, как сообщают Вести.ру, живут и работают не только шахтеры и учителя, но и ученые, среди которых немало геологов, биологов, геофизиков, географов и археологов. В городе есть теплоэлектростанция и свой порт, а также работает шахта, где добывается уголь. Кроме того, для обеспечения полноценной жизни на острове построены больница, детский сад и школа, открыт даже музей.

Ранее грузы в Баренцбург поставлялись по сухопутному коридору через Норвегию. Теперь руководство этой страны, ссылаясь на антироссийские санкции, объявило блокаду и не пропускает необходимые российским гражданам грузы.

В чем суть Парижского договора?

Парижский договор был заключен в 1920 году. Однако он более известен как Шпицбергенский трактат и первоначально был подписан представителями Норвегии, США, Дании, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Великобритании и Швеции. В 1935 году к нему присоединился и СССР. А Россия участвует в этом договоре как государство, являющееся правопреемником Советского Союза. В настоящее время стран - участниц данного Договора о статусе Шпицбергена 45. Все страны-участницы обладают равными правами.

В рамках этого договора граждане обладают свободным доступом на архипелаг, чтобы вести хозяйственную и научно-исследовательскую деятельность. Постоянное экономическое присутствие на архипелаге осуществляют в настоящее время только Норвегия и Россия. Нужно отметить, что по режиму пространств около архипелага имеется спор между Осло и Москвой. Власти Норвегии, как пишут СМИ, интерпретируют зачастую договор в свою пользу, стараясь регулировать деятельность иных стран-участниц.

От губернатора Шпицбергена мало что зависит

По словам генерального консула РФ на архипелаге Сергея Гущина, от губернатора Шпицбергена Ларсу Фаузе мало что зависит. Он не вправе решать вопросы с доставкой грузов. При этом российский дипломат уточнил, что еще 21 июня посольство РФ в Норвегии направило норвежским властям ноту с просьбой снять запрет на транзит грузов, отправляемых на Шпицберген. МИД Норвегии просьбу России отклонил. Об этом стало известно после вышедшего в эфир материала журналистов норвежской телерадиокомпании NRK, в котором они сослались на комментарий, опубликованный МИД Норвегии.

И снова во всем кивают на санкции…

После введения пятого пакета антироссийских санкций министр иностранных дел Норвегии Анникен Хюитфельдт, как сообщают СМИ, заявила, что пограничный пункт пропуска Стур-Скуг закрывается для фур из России. При этом, как сообщила телерадиокомпания NRK, «исключение будет сделано для Шпицбергена, где действует особый договор». Кроме того, по словам Хюитфельдт, вводится запрет на заход в норвежские порты российских грузовых судов. А вот российским рыболовным траулерам проход в порты открыт.

Напомним, что поставки грузов на Шпицберген по заявкам треста «Арктикуголь» велись на протяжении десятков лет. Большие партии, как сообщают СМИ, отправлялись морем непосредственно из Архангельска или Мурманска прямо в порт Баренцбурга. А для небольших партий, а также срочных грузов действовал другой отработанный маршрут - из Мурманска фурами контейнеры доставлялись в норвежский портовый город Тромсё, а уже оттуда их перегружали на норвежские паромы и доставляли на Шпицберген. Теперь тут заблокировано до 20 тонн разных грузов.

Как ситуацию оценивают политики и эксперты

Сенатор Константин Косачев, как пишет РИА «Новости», считает, что Норвегия, отказываясь пропустить продовольственный груз шахтерам на Шпицберген, идет вразрез с международными соглашениями и нарушает права человека. Власти Норвегии, по словам Косачева, хотят таким образом оставить без продуктов питания граждан РФ, которые находятся в российских поселениях на Шпицбергене. По своей сути, отказ пропустить груз является аморальным поступком, подчеркнул Косачев.

На днях первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, как сообщают «Известия», в свою очередь, назвал такие действия Норвегии беспределом. Парламентарий уверен в том, что блокада грузов на Шпицберген приведет только к ухудшению отношений между Россией и Норвегией. Между тем, только 28 июня стало известно о том, что заявку на получение разрешения на перевозку грузов Осло отклонил еще 15 июня.

Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов также считает, как пишут «Известия», что данный случай напоминает скандал вокруг Калининградской области, который затеяла Литва, поскольку и в ситуации со Шпицбергеном речь идет о поставке российских грузов не на территорию Норвегии в коммерческих целях, а для обеспечения жизнедеятельности российских поселений. Кортунов выразил надежду на то, что Брюссель даст соответствующие разъяснения и позволит Норвегии разблокировать грузы, поскольку никто не заинтересован в том, чтобы на архипелаге возникла гуманитарная катастрофа. Эксперт уточнил, что оптимальный вариант для сложившейся ситуации – это восприятие проблемы как технической, но вовсе не как политической.

Интересно мнение по этому поводу и заместителя директора Института географии РАН, полярника, участника экспедиций в Арктику и Антарктиду Николая Осокина, ссылающегося, как пишет МК.ру, опять же на Шпицбергенский трактат, по которому данный архипелаг имеет особый статус. Россия как правопреемник СССР обладает правом на ведение на архипелаге хозяйственной деятельности. По словам Осокина, в документах, в которых говорится о санкциях ЕС в отношении России и запрете на транзит грузов через Норвегию, четко написано, что это не касается доставки товаров на Шпицберген. Как утверждает Осокин, в документах сказано, что сотрудничество с РФ продолжается, и все международные обязательства по поводу Шпицбергена будут исполняться и далее. Полярник уверен в том, что ситуация будет решена в скором времени и запрет на транспортировку грузов в российские поселения будет снят.

Как сообщают СМИ, в настоящее время продуктами питания полярники обеспечены. В данный момент можно говорить только о недостаточном количестве фруктов и овощей, которые необходимы для людей, живущих за Полярным кругом. Важно также, чтобы были быстрее разблокированы и хозяйственные грузы, необходимые для подготовки к зиме.

Реклама на веке
Русских крабов японцам не видать Численность населения Англии и Уэльса обновила исторический максимум