18+
  1. Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают
В регионах страны туристическое направление курируют самые разные ведомства, которых, впрочем, всех объединяет одно: ни у кого нет денег на его продвижение.

Так получилось, что в российских регионах индустрию туризма и всего, что с ним связано, курируют различные и при этом даже самые неожиданные ведомства. Возьмем, к примеру, Мурманскую область — здесь развитием туризма ведает региональное министерство промышленности и предпринимательства. В Тверской области этим вопросом занимается министерство экономики, в Нижегородской – министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг. Немалое число регионов – таких, как Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Костромская, Смоленская, Воронежская, Астраханская области, Ставропольский и Хабаровский края, Республика Мордовия, — туристическую отрасль отдали на откуп министерств или департаментов культуры. Что же касается Саратовской, Курганской и Курской областей, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, то там эта сфера — видимо, «по остаточному» принципу — доверена министерствам или комитетам по делам молодежной политики.

И лишь в Татарстане, Башкортостане, Чечне, Хакассии, Камчатском крае, Калининградской, Владимирской и Ярославской и некоторых других областях этим вопросом занимаются специально созданные госкомитеты, министерства, агентства по туризму.

Понятно, что на федеральном уровне, то есть в Министерстве культуры России, которое в целом отвечает за развитие этой сферы в стране, и – конкретно — в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм), разумеется, совсем не рады подобному, мягко говоря, разночтению. И это понятно: в силу того, что индустрия туризма, которая сегодня во всем мире по праву считается одной из самых высокодоходных, динамично развивающихся, а потому и приоритетных, она и у нас в стране должна представлять собой единую отрасль и находиться под единообразным управлением.

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Однако, как видим, дела у нас в этом смысле обстоят не самым лучшим образом. Между министерством культуры и другими министерствами и ведомствами обнаруживаются, казалось бы, непреодолимые разногласия, которые реально препятствуют развитию как внутреннего, так и въездного туризма. Например, министерства экономического развития и финансов последовательно тормозят прохождение многих инициатив, которые исходят как от Совета Федерации, так и от министерства культуры. Об этом эмоционально говорилось на слушаниях в Госдуме по вопросам развития туристского сектора страны. К слову, эти слушания дружно проигнорировали представители вышеназванных министерств, а также МИДа…

При таком отношении вряд ли можно говорить об эффективном межведомственном взаимодействии в развитии туризма. Хотя хорошо известно, что практически каждая отрасль в той или иной степени завязана на индустрию туризма. Приток валютных поступлений в странах, ориентированных на развитие внутреннего и въездного туризма, зачастую превышает доходы от производственной деятельности. Поэтому для многих регионов – да и для страны в целом — туризм может стать той самой палочкой-выручалочкой, которая заметно ускорит темпы социально-экономического развития.

Полным полна коробушка?

Реклама, как известно, двигатель туризма. Как же этот двигатель действует в регионах, если задаться вопросом о том, сколько же выделяют регионы на продвижение турпродукта? И оказывается, что даже в Федеральном агентстве об этом не имеют никакого представления. «Ростуризм не располагает сведениями о бюджетах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, направленных на развитие отрасли в регионах», — читаем в письме начальника Управления государственных туристских проектов А. Сирченко, направленном в адрес нашей редакции. Для получения данной информации в Ростуризме порекомендовали «направлять запросы непосредственно в региональные органы власти, курирующие туристскую сферу в интересующем Вас регионе».

Что же касается самих регионов, то почти все они в предверии президиума госсовета, посвященного развитию внутреннего и въездного туризма, ответили нам не только подробно, но и оперативно. Но это был, пожалуй, единственный радостный момент. В целом же картина получилась удручающая, отнюдь не маслом. Коротко говоря, бюджет как таковой фактически не имеет места. Что, впрочем, не содержало для нас ничего нового и не должно было нас сильно удивить. В упомянутом выше ответе из Ростуризма говорится о том, что «в связи с секвестрованием федерального бюджета, выделение средств на рекламу на телевидении, рекламные и имиджевые материалы в интернет-СМИ и материалы в печатных изданиях в 2015 году не предусмотрены». То есть даже главный орган страны, отвечающий за рекламу отечественного туристического продукта всей России, не выделил вообще никаких средств на его продвижение в средствах массовой информации!

Хотя, конечно, есть, и приятные исключения. Отличается в этом плане и Республика Татарстан, где по сравнению с 2014 годом увеличили вдвое бюджет на развитие своего туристского потенциала, выделив на эти цели более 44 млн. рублей. Стараются не отставать от своего соседа и в Уфе. Если в 2014 году на формирование инвестиционной привлекательности и продвижение бренда «Башкортостан» здесь было затрачено около четырех миллионов рублей, то в нынешнем на повышение туристической привлекательности и имиджа республики выделено в пять (!) раз больше — около 20 миллионов (правда, львиная доля этих средств пойдет на пресс-туры и обслуживание делегации иностранных гостей. Но в любом случае мы видим, что в республике понимают значение туризма и находят деньги на его развитие и повышение и привлекательности своего региона.) А в Ленинградской области на расширение туристических возможностей заложено 25 миллионов рублей. На эти средства здесь проводятся выставки, пресс-туры, изготавливается турнавигация.

Безусловно, турнавигация, дело очень необходимое. Но все же «информационную блокаду» тоже надо пробивать.

Камчатский край, к примеру, запланировал на продвижение в 2015 году 22 млн, из которых на СМИ выделено всего 450 тысяч, то есть только 0,27 процента. В Архангельске в 2015 году на деятельность ТИЦа из средств областного бюджета было выделено 8 млн. рублей, из них миллион на размещение информации в СМИ и инфо-туры. Остальные средства идут — на выставки, каталоги, знаки турнавигации, инфопортал. При этом приятно отметить, что по сравнению с прошлым годом и бюджет на продвижение туризма в регионе вырос в 4 раза! В соседней Мурманской области на развитие туризма в этом году предусмотрено чуть более 10 млн. рублей. Пятая часть — чуть меньше 2 млн. – на продвижение, в том числе на печатные СМИ – 400 тыс.

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Тульская область на размещение в СМИ в этом году решила вообще не тратиться. 7,5 млн. рублей полностью ушли на переиздание карт-схем, буклетов по циклу маршрутов «Русские усадьбы». Во Владимирской области на программу поддержки развития внутреннего и въездного туризма отпущено 6,3 млн. рублей. Половина из них направлена на изготовление рекламно-полиграфической продукции, проведение рекламных пресс-туров, создание телепрограмм на местном телевидении. Чуть больше на эти цели выделено в нынешнем году в Вологодской области – немногим более 7,5 млн. рублей. Из них 10 процентов — примерно 700 тысяч – затраты на публикации в СМИ, треть – на проведение и участие в выставках, остальное – полиграфия. Кстати, турпортал Вологодской области вошел в десятку лучших интернет-площадок России.

В Нижегородской области из почти 20-миллионного бюджета программы «Развитие внутреннего и въездного туризма» на размещение в печатных СМИ выделено 377тысяч, а в интернет-изданиях – 778 тысяч. В Хабаровском крае из более чем скромного годового бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского продукта — чуть более трех миллионов рублей – на рекламу и пропаганду региональных достопримечательностей отпустили всего лишь 100 тысяч…

Скромность – не порок?

Когда мы говорим «всего лишь», то все равно ведем речь о каких-никаких, но деньгах. Но как показал наш опрос, в большинстве регионов страны бюджеты на размещение в средствах массовой информации рекламных и познавательных материалов, как и в федеральном органе — Ростуризме, вообще не предусмотрены! То есть непосредственно на рекламу в печати и на телевидении не выделено не только ни рубля, но и ни копейки!

К примеру, в республике Саха (Якутия) при совсем немалом годовом бюджете на развитие туризма — 321 миллион рублей (в том числе 80 млн – федеральные средства, 70 – местные, 164 внебюджетные, на развитие туркластера «Северная мозаика») заложила на продвижение турпродукта пять миллионов (рекламные туры, форумы, печать каталогов на русском и иностранных языках), а вот на продвижение регионального туристического продукта в печатных СМИ не выделила вообще ничего.

Удручающая картина сложилась и в Новосибирской области. Согласно ответа заместителя губернатора А.Титкова «на реализацию задачи по формированию и развитию туристско-рекреационного кластера в 2015 году предусмотрено 10 млн. рублей», а размещение информации в СМИ «не предусмотрено». Как они там собираются «реализовать задачу по формированию и развитию», трудно представить…

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Возьмем Тверскую область. Руководитель областного минэкономразвития А. Огоньков пишет в редакцию журнала «Отдых в России»: «В рамках утвержденной госпрограммы не предусмотрены бюджетные ассигнования на различную рекламу и имиджевые материалы и пропаганду региональных достопримечательностей». Аналогично поступают и в Костромской области: здесь более чем скромные 980 тысяч потратят только на участие в выставках, а «на размещение рекламных и имиджевых материалов средств не предусмотрено». А, может, там действительно нечего рекламировать. Не знаменитых же костромских коров…

Как и за сколько российские регионы свои туристические продукты продвигают

Такая же «безденежная» ситуация наблюдается Астраханской области и Республике Хакассия, где так же не предусмотрено финансирование аналогичных публикаций в средствах массовой информации. И еще дальше в этом деликатном вопросе зашли в Ненецком АО: финансирование рекламы турпотенциала региона в 2015-2016 годах вообще здесь не предусмотрели. То есть раньше 17-го года здесь о деньгах разговор лучше не заводить.

Эти сообщения вызывают вполне объяснимую досаду, а вот другие – просто смех. Вот из Смоленской области пишут, что на программу поддержки туризма ассигновали почти 7 млн. рублей. Однако на СМИ выделили всего 50 тысяч (капля в печатном море!) и еще столько же на видео и телепрограммы. Сравнимы со смоленским бюджетом и средства, отпущенные в ЯНАО на размещение рекламно-информационных материалов о туризме в регионе. Столько же запланировала Курская область на продвижение материалов в федеральных СМИ. И знаете, это еще прогресс в этом регионе, так как в прошлом году на рекламу турпродуктов в федеральных и областных СМИ и даже в интернете вообще не было предусмотрено.

Деньги, как видим, действительно смешные. Причем, мы имеем в виду не только то, что выделяют регионы. Стоит ли напоминать о том, что и наша страна по сравнению с бюджетами, которые тратят на рекламу своих туристических ресурсов другие государства, выглядит безнадежным аутсайдером.

Понятно, что регионам чаще всего не хватает бюджетных средств, поэтому они с той или иной степенью успеха пытаются привлекать на продвижение и внебюджетные источники. Это, конечно, правильное решение. Но при этом нам надо раз и навсегда уяснить, что вопрос финансирования рекламы и пропаганды российских региональных туристических брендов, курортов в средствах массовой информации – задача далеко не местного, а федерального масштаба.

Справка (из ответа Ростуризма журналу «Отдых в России»):

Ростуризмом на 2015 год запланировано проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в России на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов:

- Организация и проведение пресс-туров на общую сумму 11 600 000, 00 руб.

- Производство и размещение социальной рекламы о туристских возможностях регионов России средствами наружной рекламы на общую сумму 7000 000,00 руб.

- Создание информационно-имиджевых материалов о туристских возможностях России в электронных средствах массовой информации на территории Российской Федерации и за рубежом на общую сумму 6 500 000,00 руб.

Тендеры на оказание услуг по размещению рекламных и имиджевых материалов в СМИ не проводились.

В текущем году Федеральное агентство по туризму не планирует стать соучредителем собственного печатного издания о развитии отечественного туризма и отдыха.

Олег ЗЛОБИН