Тогда, 30 лет назад, на Черноморском флоте и на его главной базе - Севастополе - в процессе начавшегося мучительного раздела флота между Россией и Украиной военные корабли и вспомогательные суда не несли службу на дальних морских рубежах, как в союзные времена, а теснились вдали от внешнего рейда у причальных стенок бухт, где тихие всплески расстилались на лёгком ветерке мягкими серебристыми складками.
Но... именно на этой тихой глади грянул шторм, девятым валом которого стала массовая акция - подъём андреевских флагов на более чем двухстах судах вспомогательного флота.
Особенно запомнилась плавмастерская ПМ-26 бригады судов обеспечения, в 1989 году побывавшая в зоне Персидского залива - тогда горячей точке, где под обстрелами, а также с риском подорваться на минах обслуживала боевые корабли ЧФ.
Развевался Андреевский флаг и над белоснежным госпитальным судном «Енисей» - настоящей океанской «скорой», оснащённой санитарными вертолётами, прекрасно оборудованной поликлиникой и полноценным стационарным госпиталем на 100 коек.
Участники акции особо подчёркивали, что подъём андреевских флагов - вовсе не политическая акция, а единственно возможная (ибо стачки и забастовки на флотских предприятиях запрещены) попытка обратить внимание властей, главным образом Украины, на бедственное положение гражданских команд судов.
Так, если военный персонал «Енисея» (78 человек), попав под юрисдикцию России, был обеспечен более-менее приличным денежным содержанием, то 91 человек гражданской команды был поставлен Минфином Украины на грань вопиющей нищеты - оклад капитана оказался гораздо меньше зарплаты военной санитарки - не полный ли абсурд?!
Аналогичные проблемы коснулись и 15 тыс. работников флотских предприятий.
Так что подъём андреевских флагов - это попытка вернуть ситуацию на круги своя: спущен Военно-морской флаг СССР - ушедшего в историю государства, и вновь поднят Андреевский, развевавшийся на судовых мачтах три столетия.
Ялтинскими соглашениями по разделу ЧФ было предусмотрено, что флот будет делиться поэтапно, цивилизованно, но на поверку соглашения оказались не такими конструктивными и не выдержали испытания жизнью. К тому же жизнь внесла немало корректив - процесс суверенизации Украины повлёк за собой её экономическую изоляцию, инфляцию купона (денежной единицы до гривны), космический взлёт цен - короче, целую цепочку проблем, вызвавших вполне естественную реакцию протеста.
Тут бы министерству обороны Украины принять произошедшее к сведению и попытаться найти разумный компромисс. Увы... Тогдашний министр обороны Константин Морозов издал приказ №103 о снятии крамольных экипажей со всех видов довольствия.
И что же? На тот же «Енисей» тут же пришли горожане, принесли собранные продукты, а к приезду министров иностранных дел России и Украины организовали солидный пикет на площади Нахимова. Наверное, дрогнуло сердце российского министра, услышавшего скандирование «Крым, Россия или смерть!», если, проходя вдоль пикетчиков, он трижды повторил: «Россия!» И его украинский коллега воспринял пикет не в штыки. Люди, конечно, понимали, что министры не могли однозначно ответить на все наболевшие вопросы. Тревожило другое: сумеют ли они должным образом проинформировать глав суверенных государств?
Время, и только оно, определяет истинную и мнимую ценность тех или иных общественных акций и инициатив.
Теперь, по прошествии времени, стало очевидно, что акция подъёма андреевских флагов оказалась нужной и своевременной. Вполне в духе времени, так молниеносно меняющегося - с точки зрения истории.
Андреевский флаг - давняя святыня отечественного флота - в том ушедшем в историю 1993 году активно работал на будущее, и, в конечном счёте, помог флоту в жестоком политическом шторме сохранить достоинство, боеспособность и верность курсу, намеченному историей...