СП РФ нашла в хозяйственной деятельности «Аэрофлота» существенные недочеты, сообщает пресс-служба ведомства Сергея Степашина. По оценке аудиторов, высокая стоимость перевозок крупнейшей авиакомпанией страны, конечно, обусловлена выгодными слотами и обновленным парком воздушных судов по сравнению с конкурентами. Однако, в стоимость билетов, очевидно, заложен и большой объем неэффективных затрат компании.
Как сообщается в материалах проверки, цена авиабилетов, в том числе дешевых авиабилетов на Украину, складывается из расходов на ГСМ (31,9%), аэропортового и аэронавигационного обслуживания (21,2%), содержания воздушных судов в исправном состоянии (26,6%), обслуживания пассажиров и обработки грузов (10,8%), а еще 9,5% приходится на рекламу, продажи и прочие административные расходы.
«По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности «Аэрофлота» при оценке финансовых вложений Счетная палата установила случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами», - заявил аудитор Сергей Рябухин.
Компания проводила торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, в то же время договоры стоимостью свыше 10 млн. рублей были заключены без проведения торгов, отмечают в СП. Один из самых громких случаев с торгами «Аэрофлота» - рекламный контракт с информационным холдингом «Апостол», совладелицей которого является телеведущая Тина Канделаки. Об этом ранее сообщил известный борец с коррупцией, член совета директоров авиакомпании Алексей Навальный*, обнаруживший этот контракт, «заключенный по очень странной процедуре».
В своем блоге оппозиционер отметил: договор с «Апостолом» на 64 млн. рублей был заключен в 2012 году без проведения конкурса, то есть, с нарушением Федерального закона №ФЗ-233. По мнению Навального, «Аэрофлот» платит в срок, а «Апостол» не выполняет своих обязательств. Юрист Фонда по борьбе с коррупцией Руслан Левиев заявил в ЖЖ: холдинг якобы занимается накруткой просмотров роликов госкомпании «Аэрофлот».
«Я прекрасно понимаю сложность ситуации, в которой оказалось руководство компании в связи с этим внеконкурсным контрактом, - писал Навальный. - Мы имеем классическую ситуацию, когда госпропагандистов сажают на секретный, но прибыльный контракт… Если вы думаете, что все эти люди забесплатно так горячо и публично любят Путина, то сильно ошибаетесь. За все уплочено. Причем, вами же. Понятное дело, что это только мое мнение, и никаких доказательств тут нет. Виталия Савельева (гендиректора ОАО «Аэрофлот» - ред.) можно хоть пытать, угрожая полетами на «Сухом Суперджете», - он никогда в этом не признается и скажет, что заключил контракт добровольно».
Коллегия Счетном палаты по итогам проверки «Аэрофота» направила свои выводы в Минтранс, Росавиацию, Росимущество, палаты Федерального собрания, кроме того, материалы СП переданы в ФСБ и МВД. Между тем, авиакомпания недавно объявила о начале новых пиартендеров, общей стоимостью более 200 млн. рублей.
Как сообщает «Газета.Ru», среди конкурсов, например, «разработка серии коммуникационных стратегий в интересах ОАО «Аэрофлот», а также дочерних и зависимых компаний группы «Аэрофлот» на 2013-2014 годы» (не выше 29 млн. рублей), «информационное сопровождение инициатив «Аэрофлота» в эфире российских федеральных телевизионных каналов в 2013 году» (69 млн. рублей), а также тендер по «информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов ОАО «Аэрофлот», путем организации публикаций на основе новостей и пресс-релизов» (100 млн. рублей).
Сообщается также, что в 2012 году выручка «Аэрофлота» выросла на 31% по сравнению с результатом 2011 года. Поднялась на 28,4% и себестоимость услуг - разницу авиаперевозчик объясняет «эффективным управлением издержками компании». При этом чистая прибыль «Аэрофлота» упала на 52,9% (по сравнению с 2011 годом) - снижение обусловлено «ростом прочих расходов на 6,028 млрд. рублей (+89,9%), что преимущественно является результатом формирования резервов в связи с консолидацией дочерних и зависимых авиакомпаний», пояснили после публикации отчетности в «Аэрофлоте».
Кроме того, увеличение расходов ОАО, по словам его представителей, вызвано ростом объемов пассажирских авиаперевозок, суммарной взлетной массой воздушных судов, а также затратами на оплату труда. Некоторые наблюдатели защищают компанию, полагая, что «Аэрофлот» тащит большие соцобязательства, взвалив в свое время на себя «дочек» от Рособоронэкспорта.
Другие, впрочем, сомневаются в том, что перевозчик такой уж «белый и пушистый». В то время как на рекламу себя любимой государственная авиакомпания тратит миллионы бюджетных рублей (при всем богатстве преференций от властей), год назад СМИ писали о том, что несколько пилотов «Аэрофлота» жаловались на низкие зарплаты и жесткие условия труда.
В сентябре прошлого года Пресненский районный суд Москвы признал незаконным увольнение командира Boeing-767 и руководителя Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игоря Дельдюжова из авиакомпании «Аэрофлот». По словам руководства компании, причиной увольнения стало превышение должностных полномочий. Однако, многие связывали это с делом по иску авиаперевозчика к Госинспекции труда по Москве, которая обязала авиакомпанию выплатить работникам летного состава денежные средства за работу в особо вредных и опасных условиях, а также за работу в ночное время - права пилотов активно отстаивал именно Дельдюжов.
Годом ранее «Аэрофлот» внес изменения в положение об оплате труда летного состава, после чего пилотам задолжали более 2 млрд. рублей. При этом сами топ-менеджеры ОАО получают зарплаты в миллионы рублей, устраивают шикарные корпоративы и спонсируют спортивные клубы.
Сам Игорь Дельдюжов позже рассказал журналистам о том, как летчики госкомпании работают по 14 часов без подкрепления, как «Аэрофлот» мухлюет с расчетом рабочего времени пилотов, экономит на здоровье летного состава и безопасности пассажиров. «Есть еще проблема нехватки летчиков. Когда в 2010 году по инициативе заместителя генерального директора компании «Аэрофлот» - летного директора Игоря Чалика и с согласия гендиректора Виталия Савельева на рейсах, где время полета свыше восьми часов, решили летать не втроем, а вдвоем, из компании уволились десятки человек. Это очень много. Причиной их ухода стало то, что работать стало тяжелее, а заработная плата упала из-за уменьшения часов налета», - сообщил глава ШПЛС «Новым известиям».
По его словам, пилоты «Аэрофлота» зачастую летают в крайне утомленном состоянии и к моменту посадки рискуют не отреагировать оперативно на непредвиденные обстоятельства либо вовсе уснуть во время полета, так как отмерянных начальством суток отдыха им не хватает. Кроме того, говорит Дельдюжов, в «Аэрофлоте» идет кампания по экономии топлива, ведь траты на него составляют порядка 30% расходов компании. «И хотя право определения финальной заправки принадлежит командирам экипажа, экономисты стараются давить на них, чтобы те брали топлива поменьше: все же большие деньги», - подчеркивал летчик.
Примечательно, что при этом, по оценке блогеров и посетителей многочисленных российских авиафорумов, стоимость билетов у отечественной госкомпании остается самой высокой в стране и даже Европе. За границу россиянам выгоднее летать, к примеру, из Киева иностранными компаниями, чем самолетами «Аэрофлота».
Эксперты уже несколько лет говорят об остром дефиците квалифицированных кадров в авиаотрасли. При этом, похоже, крупнейший российский авиаперевозчик не собирается привлекать грамотных летчиков высокими зарплатами и хорошими условиями труда. И хотя принимать на работу иностранных пилотов наши законы запрещают, пользователи Рунета свидетельствуют, что за штурвалом самолетов «Аэрофлота» были замечены летчики-гастарбайтеры. При сложившейся репутации действительно - вся надежда лишь на рекламу от «звездной» и находчивой Тины Канделаки.